
Западные страны обсуждают план использования замороженных резервов России для помощи УкраинеЭксперты предупреждают: ответные меры России могут оказаться недостаточными для компенсации потерь.
Еврокомиссия предлагает выдать Украине специальный кредит на восстановление, который будет обеспечен замороженными российскими золотовалютными резервами.
Все страны Европейского союза должны будут поручиться за этот кредит. Пока что Бельгия выступает против такого решения, но обсуждение продолжается. Глава киевского режима Владимир Зеленский, по информации агентства Reuters, уже ведёт себя так, словно вопрос решён, и требует передать ему полный контроль над средствами, которые могут быть изъяты у России.Экономический обозреватель «Первого русского» Юрий Пронько в программе «Царьград. Главное» высказал мнение, что если Запад окончательно конфискует эти деньги, Россия примет ответные меры — будет блокировать активы западных компаний. Вероятно, в Брюсселе не полностью осознают последствия таких действий. Обозреватель обсудил эту ситуацию с политиком Олегом Царёвым.
Деньги решают всёПо словам Царёва, Запад готовится к решительным действиям, и у России может не найтись достаточных средств для ответа — компенсировать все 300 миллиардов долларов замороженных резервов путём ответных санкций не получится. Эксперт ссылается на тревожные расчёты академика РАН Сергея Глазьева:
«Когда только началась специальная военная операция, я приехал из-под Киева в Российскую академию наук. Я зашёл к академику Глазьеву и увидел на его столе расчёты количества активов — эта тема тогда была самой важной.
Все понимали, что в конечном счёте всё будут решать деньги. Согласно этим расчётам, на территории России находилось около 600 миллиардов долларов зарубежных активов. Но две трети из этих денег — это были наши же средства, которые ранее были выведены в офшоры и затем вернулись в страну в виде иностранных инвестиций. Именно поэтому российские бизнес- и политические элиты так активно сопротивлялись немедленному наложению ответного ареста на эти активы».Царёв пояснил, что позже с разрешения Министерства финансов были созданы специальные счета типа «С», но «самые ценные» активы, принадлежащие иностранцам, продолжали выводиться из России — их владельцы получали разрешение и спокойно вывозили средства за границу, не используя эти счета.
«Если сейчас сложить все оставшиеся в России иностранные активы, мы никак не наберём достаточную сумму для ареста, чтобы компенсировать наши заблокированные резервы. Многие говорят: легко, мол, наберём, запросто. Но посмотрите: сколько мы собрали на счетах типа «С»? Точные цифры не публикуют, но по утечкам информации — от 20 до 30 миллиардов долларов за всё время. Где мы найдём 300 миллиардов для компенсации? Ведь мы четыре года потоком выводили зарубежные активы из России в обход счетов типа «С»», — подвёл итог эксперт.
Бумага всё стерпитРанее экономист Владимир Рожанковский в беседе с экономическим обозревателем «Царьграда» Юрием Пронько с иронией отозвался о том, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по образованию является медиком, но при этом активно участвует в обсуждении сложных финансовых вопросов:
«Конечно, бумага всё стерпит. И интернет тоже. Но интересно, задаётся ли она вопросом, как выглядит в глазах людей, которые всю жизнь работают в финансах? Наверное, нет. Потому что мы слышим слишком много словесного мусора».
Эксперт отметил, что у Европейского союза есть два варианта: либо полная конфискация российских активов, либо их использование в качестве залога. Однако проблема заключается в том, что арестованные средства невозможно использовать как залог — для этого их сначала нужно разблокировать.
«Но в момент, когда активы выпускают из-под ареста, они фактически становятся оправданными. Евросоюз не может нанести сразу два вида ущерба. Они должны выбрать что-то одно. Если актив арестован, это означает, что страна-владелец совершила преступление. Но если эти активы освобождают из-под ареста, то это автоматически оправдывает эту страну, подразумевает, что существуют разные трактовки произошедшего. Иначе их нельзя использовать. Это напоминает историю про барона Мюнхгаузена, который сам себя за волосы из болота вытаскивал. Попробовать, конечно, можно, но не факт, что получится», — заключил Рожанковский.
Свежие комментарии