Когда православный человек уходит в Жизнь Вечную в светлые Пасхальные дни, у верующих это вызывает особые чувства. Неизбежная скорбь соединяется с радостью о Воскресшем Христе, и даже чин отпевания в это время содержит Пасхальные песнопения. Более того, есть давнее поверье, что до сорокового дня по Пасхе "ад закрыт", и все умершие попадают в Рай.
Богословски это не подтверждается, но обнадёживающая мысль предельно ясна: человек, верующий в Светлое Христово Воскресение и доказывающий эту веру реальными делами, в эти дни не может быть лишён Спасения.Одним из людей, отошедшим ко Господу на шестьдесят пятом году земной жизни, на третьей седмице по Пасхе, неделе святых жён-мироносиц, стал Александр Львович Феоктистов. Человек не очень публичный, не слишком часто появлявшийся в эфире федеральных каналов, но немало сделавший для Государства Российского и Церкви Русской. И ушедший в Вечную Жизнь так, как подобает русскому православному христианину.
Сын своего отца, легендарного физика-ядерщика, Героя Социалистического Труда, академика РАН, лауреата Ленинской и Государственной премий Льва Петровича Феоктистова (1928–2002), Александр Львович начал свой жизненный путь, пойдя по отцовским стопам. Окончил физический факультет МГУ, защитил кандидатскую диссертацию. А в 1990-е, как и многие молодые деятели науки, ушёл в бизнес. Но и в те "лихие" годы, и в дальнейшем сохранял твёрдый нравственный стержень, полученный от отца и закалённый в обретённой православной вере.
Сергей Рудов, член Общественной палаты России и ответственный секретарь президиума Всемирного Русского Народного Собора, друг Александра Феоктистова, очень тепло и с подлинно светлой, христианской скорбью вспоминает новопреставленного:
Отец Александр, советский академик, "второй Сахаров", воспитывал его в физических и математических формулах, но в них он встретил... Живого Бога. Его искренняя, в чём-то даже детская вера в сочетании с глубоким умом физика бросалась в глаза. Душа компании, очень открытый человек, всегда, в любое время дня и ночи вызывавшийся помочь, Александр был прекрасным семьянином и очень любил жизнь. А главное – умел жить не в приземлённом, но в подлинном смысле: увлекался горными лыжами, прекрасно играл в теннис и волейбол, очень любил путешествовать. И при этом был очень тонким человеком в плане эстетического вкуса, что наиболее ярко отразилось в спроектированном во многом им самим подмосковном посёлке "Зелёный мыс".
А в городе своего детства, уральском Снежинске, втором после Сарова ядерно-оружейном центре нашей страны, Александр Львович начал возведение величественного православного храма в честь иконы Божией Матери "Державная". Пожалуй, главного дела каждого верующего человека, получившего от Бога достаточно для этого талантов (в прямом и переносном значениях этого слова).
На сегодняшний день храм практически достроен. И искренне хочется надеяться, что это великое дело, которому посвятил годы своей яркой и насыщенной жизни Александр Львович, уже очень скоро будет завершено. Дело, о котором сам Феоктистов в своё время написал очень глубокие слова:
Человек устроен так, что он должен во что-то верить – в Бога, в науку, в светлое будущее. На смену вековым православным традициям пришла коммунистическая идея, так и оставшаяся мечтой, сменившаяся своеобразным российским капитализмом. Во что теперь верить, каждый выбирает сам. Вера в Бога не означает отсутствие у человека свободы выбора, и это стыкуется... с квантовой теорией: любая частица занимает определённое место в пространстве с некоторой долей вероятности. Человек через своё сознание может влиять на то, кем, в каком мире он будет в каждое последующее мгновение. О том же говорит и православие: "Господь даёт человеку талант, направляет его, но далее человек через свою волю сам определяет свою судьбу".
И в заключение очень хочется привести слова соболезнования всем родным, близким и соработникам Александра Львовича. Соболезнования и молитвы.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Александру и сотвори ему вечную память! Христос Воскресе!
Свежие комментарии