Мосгорсуд признал в понедельник, 15 июня, виновным бывшего американского морского пехотинца Пола Уилана и приговорил его к 16-летнему сроку лишения свободы в колонии строгого режима по статье "Шпионаж".
И это даже меньше того, что просило назначить ему обвинение (на пару лет).
"Приговор – нарушение прав человека и насмешка над правосудием"
Но посол США в России Джон Салливан, который полгода назад, вступив в должность, рассуждал о том, как "остановить спад в отношениях" между странами и "сделать их лучше", оказался недоволен.
"Я разочарован и разъярён (приговором)", – заявил он.
В посольстве его позицию разъяснили подробнее:
Этот тайный судебный процесс, в ходе которого не было представлено никаких доказательств, является вопиющим нарушением прав человека и норм международного права. Соединённые Штаты требуют немедленного освобождения гражданина США. Его осуждение – насмешка над правосудием. Весь мир наблюдает,
– цитирует Салливана дипучреждение в "Твиттере".
Тем временем защита Уилана смотрит на дело куда более прагматично: адвокаты сообщили, что обсуждается возможность его обмена на одного из двух самых известных граждан России, которые находятся в тюрьмах США, – либо на лётчика Константина Ярошенко, либо на предпринимателя Виктора Бута.
Посол США в России выразил крайнее неудовольствие приговором Уилану. Фото: Софья Сандурская/АГН "Москва"
"СВР ведёт разговоры о том, что Уилана могут обменять на Бута или Ярошенко, находящихся в США, эти разговоры ведутся с декабря", – сказал журналистам адвокат Владимир Жеребенков.
Причём здесь Служба внешней разведки, Жеребенков, впрочем, не пояснил (Россия никогда не говорила о принадлежности ни Ярошенко, ни Бута к числу "рыцарей плаща и кинжала").
Но – на фоне того, что "весь мир наблюдает", когда вот уже и сам шеф внешнеполитического ведомства Штатов госсекретарь Майк Помпео, вслед за посольством, требует освободить бедолагу Уилана, апеллируя к отсутствию доказательств по его делу, сама оговорка насчёт обмена выглядит красноречиво.
И Помпео, и Салливану, пожалуй, не составит труда выяснить, сколько раз МИД России требовал освободить и Ярошенко, и Бута – в историях с их задержанием в десятки, если не в сотни раз меньше и правовых оснований, и справедливости, и что?
Но тут-то – ай-яй-яй, ничего себе! – на гражданина США (заодно ещё и Великобритании, Ирландии и Канады, у него несколько паспортов) покусились, надо же!
Что ж, давайте-ка напомним и сравним.
А беспредел с похищением и судилищем над Бутом и Ярошенко – не в счёт?
Для начала поговорим о наших – хотя бы потому, что они сидят намного дольше.
Виктора Бута арестовали ещё в 2008-м – в Таиланде, куда его выманили агенты Управления по борьбе с наркотиками США (ничего странного, да), местные силовики.
Спустя два года, под давлением Штатов, его вывезли в США – и ни о каких нормах международного права никто тогда особо в Вашингтоне не задумывался: так надо, мол. Далее были обвинения в "подготовке сговора с целью убийства граждан США, нелегальной торговле средствами ПВО и материальной поддержке терроризма".
Присяжные вынесли вердикт "виновен", суд приговорил Бута к 25 годам тюрьмы.
Вот и всё. Сам он не признал себя виновным, доказательств, за исключением "оперативной информации" спецслужб, не было.
С Ярошенко действовали ещё более бесцеремонным образом. Если Бута задерживали всё-таки таиландские органы, то лётчика из Ростова-на-Дону схватили наглым образом непосредственно штатовские агенты – на территории третьей страны, в Либерии, в 2010-м.
И плевать, по большому счёту, американцы хотели на всякие там международные соглашения (в том числе пресловутую Венскую конвенцию о консульских сношениях), подразумевающие определённый и юридически установленный порядок действий.
Фактически была устроена самая настоящая провокация: Константину Ярошенко, у которого была частная авиакомпания, выполнявшая в том числе и зарубежные заказы, предложили осмотреть старый Ан-12 в африканской стране. Там ему продемонстрировали прогнивший самолёт, расспрашивая одновременно, не знаком ли он с Бутом.
Американские агенты фактически выкрали Константина Ярошенко с территории чужой страны, нарушив всевозможные международные соглашения и договоры. Фото: предоставлено телеканалу Царьград супругой Константина Ярошенко.
Беседы, конечно же, записывались: провокации такого рода разрешены заокеанской системой правосудия.
В одном из разговоров прозвучал вопрос о возможности переброски тонны кокаина в Либерию. Согласия он не давал. Но в его ответных фразах разглядели само намерение выполнить заказ. И этого хватило, чтобы его схватить и переправить в Штаты.
А там – никого не удививший приговор: 20 лет тюрьмы за "преступный сговор с целью контрабанды крупной партии кокаина".
Как так? А просто: США рассмотрели угрозу своей безопасности, и довольно. О похищении узнали фактически за месяц до суда!
И, кстати, да – Помпео тогда ещё не возглавлял Госдеп, а так бы знал, что российский МИД не раз выступал с призывом к Штатам вернуть на Родину незаконно задержанного в третьей стране российского гражданина. Не послушали.
Следственный комитет, если что, даже уголовное дело возбудил по факту похищения гражданина России, в нём фигурируют 11 работников Управления по борьбе с наркотиками (и снова здравствуйте!) Минюста США и несколько сотрудников структур госбезопасности Либерии.
Расхититель "американской собственности" стал шпионом
А теперь – о деле Пола Уилана – человека, надо сказать, с крайне занимательной биографией.
Он отслужил 14 лет в морской пехоте США, несколько раз бывал в Ираке. Имел звание штаб-сержанта.
Впрочем, настоящим коммандос вроде голливудских киногероев Уилан не стал – служил в тыловой службе.
Более того – оказался безобразником: в 2008-м военный трибунал осудил его за хищения и "неподобающее поведение", разжаловал в рядовые и уволил со службы.
Но – вот здесь очень интересно.
Во-первых, за решётку Пол не попал, хотя, по идее, с учётом строгости американцев к коррупционерам, должен был оказаться в местах лишения свободы. Во-вторых, его почему-то, несмотря на аховую провинность (влиятельные издания, в частности The Washington Post, сообщали, что зафиксировано несколько фактов хищения), оставили в резерве Корпуса морской пехоты.
Но бывший морпех нос не повесил, а принялся за работу на гражданском поприще: поначалу в кадровом агентстве Kelly Services, а затем – на производителя и поставщика деталей для автопрома Borg Warner.
Интересы новых работодателей позволяли ему ездить по миру, заодно он принялся интересоваться Россией, которую решил посетить по программе отпусков для американских военнослужащих.
Хороший парень Пол, однако, оказался не прост. По версии следствия, он собирал нужную информацию в нашей стране, для чего даже завёл себе аккаунты в российских соцсетях, знакомился и общался с представителями интересовавших его структур – разумеется, не гражданских: его внимание привлекали ФСБ и Минобороны. А работа служила прикрытием.
Всё для него закончилось 28 декабря 2018-го в гостинице "Метрополь" (он объяснял, что приехал вновь в Москву на свадьбу к сослуживцу), где 48-летний Уилан был задержан крепкими ребятами из ФСБ.
Случилось это после того, как он приобрёл флешку с данными о личном составе одного из подразделений госбезопасности – то есть со сведениями, которые вообще-то относятся к гостайне.
"На кадрового разведчика он не похож"
Так что возмущаться американцам вряд ли имеет смысл. Хотя бы, что называется, в рамках сравнений.
Но процедура обмена Пола Уилана на Бута или Ярошенко теоретически имеет право на обсуждение, считает генерал ФСБ в отставке Александр Михайлов, бывший оперативник 5-го управления КГБ (политическая контрразведка) и экс-глава Центра общественных связей Федеральной службы безопасности.
Сам факт ареста Уилана, который больше похож, честно говоря, на афериста, а не на разведчика, не сопровождался бурной реакцией Штатов – нотами протеста и так далее. Конечно, для нас он никто и звать его никак, поэтому обменять его было бы хорошо. Другой вопрос, пойдёт ли на это американская сторона, нужен ли он им самим?
– говорит Михайлов.
Свои политические дивиденды с арестом Бута и Ярошенко, объясняет генерал, они уже "сняли", и по большому счёту обоих для них можно считать "отработанным материалом". Однако и того, и другого почему-то держат в застенках по-прежнему.
"Понятно, что по факту Уилан – человек, который совершил преступление. Но вот сразу на этом ставим точку. Да, он охотился за сведениями, содержавшими гостайну. Но с точки зрения значимости – я не видел материалов, – я больше склоняюсь к тому, что это просто аферист, который взял информацию, чтобы перепродавать. Подобного рода система передачи данных, на флешке, она уже безнадёжно устарела. Был бы кадровым сотрудником, нашёл бы другой способ получить и передать нужную информацию", – полагает Александр Михайлов.
Ярошенко переболел коронавирусом, его теперь мучают головные боли
Супруги обоих пленников из России, содержащихся в США, между тем очень надеются, что американцы всё-таки пойдут на обмен.
"Если наши дипломаты и адвокаты Виктора сочтут уместным обращение к властям США от имени семьи с такой просьбой, я обращение, конечно, напишу", – сказала Алла Бут (цитата по "РИА Новости").
Виктория, жена Константина Ярошенко, считает, в свою очередь, что подобную операцию вполне реально осуществить.
На кого из двоих – не знаю. К тому же было несколько разговоров об обмене и раньше, но они срывались, по причине отказа американской стороны. Получится ли теперь? Не могу даже предполагать, официальных переговоров пока на эту тему не было. Очень бы хотелось – тем более что Костя и сейчас не очень хорошо себя чувствует, и отношение к нему не улучшилось со стороны администрации тюрьмы в Данбери,
– пояснила Виктория Ярошенко в беседе с Царьградом.
Супруга лётчика очень надеется, что обмен всё же состоится. Фото: предоставлено телеканалу Царьград Викторией Ярошенко.
По её словам, как он сам рассказывал, ему не хотят оказывать медицинскую помощь: приходят в камеру с какими-то списками тех, кому нужно измерять давление, а Ярошенко в этом отказывают.
"Он просит: "Померяйте мне давление, у меня уже месяц голова болит, я мучаюсь, перестал ночами от боли спать". А ему отвечают: "Вас нет в списках, нельзя". Это при том, что он, как мы полагаем, перенёс там коронавирус – каждый второй ещё болеет. И головные боли – последствия инфекции. Так ведь не только у него, но и у других такие симптомы", – уверена женщина.
Поэтому, говорит она, любой вариант с обменом был бы выходом.
Но согласятся ли Штаты? Или, действительно, как говорит генерал Михайлов, устроили пока шоу из громких заявлений (им так, собственно, и полагается делать), а потом, как все немного позабудут, так всё и сойдёт на нет.
Свежие комментарии