
У русских мотострелков, к сожалению, по-прежнему нет нормальной "брони". Мужики идут в бой на своих двоих или горят в картонных "коробочках" с амфибийными и авиатранспортабельными свойствами и большими пушками. Но СВО породила удивительное изобретение – безобразное снаружи, но реально спасающее жизни наших бойцов.
О том, что русской армии нужен свой аналог американской БМП "Бредли" – хорошо защищённая боевая машина пехоты с большим забронированным объёмом, Царьград писал ещё год назад. С прочной бронёй, чтобы на неё можно было вешать блоки динамической защиты, и с достаточным местом внутри, дабы бойцы могли заходить внутрь машины по откидной аппарели, а не заниматься военно-прикладной акробатикой.
Что ж, можем констатировать, что и год спустя русская армия наступает пешком и на "штурмовозках", при этом применение беспилотников вышло на новый уровень и теперь они могут то, на что не были способны ранее.
Что такое "штурмовозка"? О, это страшное и одновременно прекрасное творение русского окопного гения. Страшное в своей безысходности, прекрасное – бесстрашностью тех, кто на них идёт в бой. В сущности, штурмовозкой может стать любая гражданская машина, которой спилят крышу, снимут двери и назначат на роль транспортного средства, судьба которого – доставить наших бойцов к краю вражеской обороны.
Как правило, их делают из "буханок", но на эту роль годится любая машина, лишь бы ездила. В русской армии есть штурмовые "Волги", штурмовые "копейки" и "Москвичи" – пиленные и доработанные в стиле "Безумного Макса".
Эти машины трудятся на фронте рядом с "логистическими ослами" и десятками тысяч бойцов-носильщиков, каждый день таскающих на своих плечах еду, воду и боеприпасы, а временами и раненых.
Правила игры изменились: неказистая машинка – цель номер одинВ СВО русская армия вкатилась на очень разношёрстном парке авто и бронетехники: были в наших колоннах и старенькие БМП-1, защиту которых бойцы уже тогда пытались усилить брёвнами, были и суперсовременные "Тайфуны", которыми можно было гордиться без всяких скидок и оговорок.
С середины 2022-го на фронт потоком пошла советская бронетехника с баз хранения. Однако уже в 2023-м небо над полем боя захватили FPV-дроны. БПЛА и до этого уже изменили правила игры, но с 2023-го и особенно в 2024-м они стали настоящим бичом людей и техники.
На поле боя мы видим, что боевая техника, если и используется, то в составе малых и сверхмалых штурмовых групп. Проблема крупных механизированных колонн, в которых несколько десятков единиц бронетехники, в том, что они заранее обнаруживаются противником, и бывает, что банально не доезжают до штурма. И вот на больших скоплениях мы, к сожалению, эту технику и подрастеряли,
– отмечал в разговоре с обозревателем Царьграда ветеран боевых действий СВО, военный блогер Святослав Голиков.
Войска начали пересаживаться со штатных "Уралов" и "КамАЗов" на транспорт поменьше. Небольшие юркие пикапы и "буханки" имели больше шансов проскочить к передовой, не привлекая к себе вражеского внимания. А вскоре их стали использовать для штурмовых действий.
Тренд на облегчение транспорта работал на протяжении всего 2024-го и части 2025-го, позволяя нашим бойцам приспосабливаться к условиям дроновой войны, проскакивать под роями беспилотников и тащить лямку войны. Однако к настоящему моменту тенденция уже полностью исчерпана: облегчать багги, мотоциклы и мототележки дальше невозможно. Их применение стало повсеместным, а потому больше не даёт прежнего эффекта – враг знает, чего ждать, и не жалеет дронов на неказистые машинки.
Выгоды от облегчения транспорта кончились. А вот недостатки остались.
Во-первых, такая техника никак не защищает водителя и пассажиров от осколков: близкое падение миномётной мины или артиллерийского снаряда грозит водителю и пассажирам ранениями и гибелью. Попадание под кассетный снаряд и вовсе является смертным приговором. Да, группы мотоциклистов могут ловко проскочить под ударами дронов, но пулемёт на пути для них столь же смертоносен, как и для кавалерии времён Первой мировой.
Колёса такой техники легко пробиваются, сама она, как правило, имеет неважную проходимость, никак не спасёт людей при подрывах на минах, а кроме того, исключительно неприятна для использования в период осенне-весенней распутицы.
А если думать в другую сторону?Но если тренд на миниатюризацию и облегчение техники больше не работает, то, может, пора обратить внимание на диаметрально противоположный класс техники? На максимально большие и тяжёлые машины, такие как танки с "царьмангалами".
Надстроенная над танком рубка создаёт приличных размеров неплохо защищённый объём, внутри которого может расположиться штурмовая группа и её "пожитки". Сам танк имеет высокую проходимость, несёт на себе не только "сарай", но динамическую защиту, а потому трудноуязвим для FPV-дронов, которых может насобирать на "шёрстку" до нескольких десятков штук за один выход без каких-либо проблем для своего здоровья.
Более того, танк-сарай способен толкать перед собой противоминный трал, благодаря чему борется со вторым бичом бронетехники этой войны после дронов – минами.
Логичным завершением этой тенденции выглядит полное избавление танка от башни с орудием и превращение боевого отделения в десантное. В этом случае танк превратится в БТР, сэкономленный вес можно использовать на усиление надстраиваемой рубки или же не использовать вовсе, что благотворно скажется на ресурсе ходовой части и динамических характеристиках машин, многие из которых после "обмангаливания" получаются слишком тяжёлыми.
Да, без орудия танк не сможет стрелять по врагу, но в условиях, когда основное огневое поражение неприятелю наносят дроны, а сектор обстрела "обмангалённого" танка составляет 10–15 градусов, эта жертва не выглядит чрезмерной за возможность довозить штурмовые группы до позиций противника, а затем снабжать их, игнорируя рои вражеских дронов.
Мне вот эта идея переоборудования хотя бы части старых танков в тяжёлые платформы снабжения кажется весьма перспективной. Опять же можно вспомнить, как в израильской армии в своё время на базе трофейных советских танков создали тяжёлые БТР "Ахзарит". Подобного рода тяжёлые машины снабжения в текущих условиях вполне нашли бы своё место на поле боя,
– полагает господин Голиков.
Также на базе этих машин можно было бы делать и тяжёлые БМП с танковой бронёй и автоматической пушкой в вынесенном на крышу дистанционно управляемом боевом модуле.
Вот эти танковые платформы вполне годятся и для обеспечения логистики, и для проведения штурмовых действий,
– считает ветеран.
В сухом остаткеВ прежние годы наша промышленность уже предлагала несколько вариантов тяжёлых гусеничных БТР, но тогдашнее руководство Минобороны они не заинтересовали. Уже в 2024-м в окрестностях "Уралвагонзавода" были замечены некие изделия, подозрительно напоминающие тяжёлые гусеничные бронетранспортёры, созданные на базе танков Т-72 с передним расположением двигателя и объёмным десантным отделением.
Казалось бы, это как раз то, что нужно фронту! Однако никаких данных о запуске этой техники в серию так и не было обнародовано. Не появилась она и на фронте. Может быть, такие БТР уже выпускаются и где-то на секретных полигонах идёт их накопление в количествах, достаточных для формирования массивных бронекулаков? Мы этого не знаем.
А ведь можно просто переделать хотя бы часть танков в транспортные платформы, заточенные под реальные потребности нашей пехоты здесь и сейчас.
Свежие комментарии