Выжил на фронте и сгинул в тылу: трагедии героев СВО, которых можно избежать. Кризисный психолог Инна Силенок рассказала, с чем чаще всего сталкиваются бойцы, вернувшиеся из зоны боевых действий. "Кто-то возвращается прямо с ПТСР, посттравматическим стрессовым расстройством, уже сформировавшимся. Кто-то просто с психологической травмой.
.. У них могли быть какие-то ранения. И в этой ситуации очень важно оказывать вовремя психологическую помощь, с поправкой на то, сколько было пережито", – сказала эксперт.Последние несколько месяцев показали, что пострадать от действий мошенников могут не только обычные гражданские люди, но и те, для кого нет ничего невозможного на фронте. Так, один из раненых участников СВО стал жертвой злоумышленников из Ставрополя. Преступники украли у бойца 3,5 млн рублей, познакомившись с ним около госпиталя. Мужчина проходил там реабилитацию, рассказал, что собирается домой в Кемерово. И эти дельцы предложили его подвезти.
В пути военнослужащий уснул. И очнулся уже, когда был в больнице и без личных вещей. Также он обнаружил пропажу всех средств с его счёта. Полицейские оперативно задержали подозреваемых, против них возбудили уголовное дело по статье о краже. В ходе обысков у предполагаемых преступников изъяли автомобили, мобильные телефоны и банковские карты. Вполне возможно, что это не единственный военнослужащий, которого мошенники-цыгане уговорили подвезти.
Ещё один скандал произошёл в сентябре этого года в Приморском крае. Там не просто ограбили бойца-инвалида, а едва не довели парня до суицида. 21-летний Никита вернулся домой из зоны СВО, получил на карточку 3 млн рублей, поскольку потерял в боях руку. Но деньги ему так и не достались.
Местная цыганская диаспора, прознав о бойце, стала вымогать у него деньги. В итоге бандиты заставили военного отдать им 250 тысяч рублей и угрожали расправой. После этого с пострадавшим связался некий Рауф и пообещал помочь вернуть деньги. За свои услуги он запросил ещё 150 тысяч рублей. Однако это тоже оказалось грабежом. Поскольку Рауф деньги получил, а действий ноль. Когда парень обратился в полицию, стражи правопорядка демонстративно разорвали его заявление у него на глазах. И взялись за поиски преступников только после того, когда ветеран попытался покончить с собой. Сейчас несколько подозреваемых уже арестованы.
Как сказала ведущая "Первого русского" Елена Афонина, от этих историй действительно становится не по себе - настолько ни ужасны. Но то, что проворачивали сотрудники отбора на военную службу в одном из пунктов Владимирской области, вообще не поддаётся человеческому пониманию, сказала она. Потому что обирали тех, кто уходил на передовую.
Уже известно, что злоумышленники воспользовались возможностью получить доступ к счетам заключивших контракты с оборонным ведомством и похищали их деньги. По имеющимся данным, в общей сложности они украли 11 млн рублей у пяти добровольцев. Задержаны три фигуранта. Но не исключено, что в ходе расследования могут быть обнаружены и другие эпизоды. И вот как можно проворачивать подобные схемы на третьем году спецоперации?
Комментируя инцидент в эфире Царьграда, член президиума "Офицеры России", полковник запаса Левон Арзанов назвал этот случай вопиющим. Поскольку в данном случае речь идёт не о каких-то бандитах или преступной группировке, а о военнослужащих, которые проходили службу в пункте отбора по контракту.
Пользуясь своим служебным положением, вводили в заблуждение бойцов, не выдавали сим-карты, которые им были положены. А в дальнейшем, пользуясь этими сим-картами, получали доступ к их расчётным счетам... И пользуясь тем, что эти военнослужащие находятся в зоне боевых действий и лишены связи, снимали часть их заработной платы,
– рассказал Арзанов.
По его словам, неизвестно, на что надеялись "эти негодяи". Ведь преступная схема всё равно вскрылась.
Прискорбно только, что в нашей армейской среде есть такие паршивые овцы, которые не останавливаются ни перед чем, переступают моральный порог и грабят фактически своих братьев, которые исполняют воинский долг, рискуют жизнью",
– добавил эксперт.
С какими ещё проблемами сталкиваются бойцы, помимо грабежа и мошеннических схем, когда возвращаются на гражданку? На этот вопрос в эфире Царьграда ответила кризисный психолог "Народного фронта" Инна Силенок в эфире программы "Мы в курсе".
Посттравматический стресс у вернувшихся с СВОКогда военнослужащие находятся в зоне проведения СВО, они находятся в состоянии боевого стресса. Поскольку в их жизни постоянно присутствует опасность. Но когда возвращаются домой – их жизнь сильно меняется. Как и их окружение, их семья, которая всё это время жила в тревоге, в беспокойстве за них, отметила кризисный психолог "Народного фронта" Инна Силенок.
Когда они возвращаются, то, во-первых, сталкиваются с нарушениями сна. У них бывают панические атаки или тревожные состояния. Кто-то возвращается прямо с ПТСР, это посттравматическое стрессовое расстройство. Кто-то – просто с психологической травмой. У них могли быть какие-то ранения… Соответственно, это всё очень серьёзно травмирует психику. Поэтому своевременная психологическая помощь очень важна,
– сказала специалист.
Она уточнила, что речь идёт об адаптации к условиям мирной жизни, которая совершенно отличается от боевых. Там, на передовой, они герои, которые рисковали своей жизнью. И здесь, на гражданке, они ждут, что к ним будут точно так же все относиться.
При этом в семье они могут проявлять конфликтное поведение, что абсолютно естественно. Потому что они пережили очень тяжёлую психоэмоциональную нагрузку. И для того, чтобы их адаптировать, нужно вести системную работу как с самими военнослужащими, так и с членами их семей. В этой ситуации женщина должна стать берегиней, отнестись с пониманием к такому поведению и поддержать. Тогда, конечно, адаптация происходит быстрее,
– добавила Силенок.
Однако просто отношений в семье недостаточно. Обязательно нужна профессиональная помощь. Как пояснила эксперт, сегодня существуют краткосрочные методы для работы с ПТСР. Даже за один-два приёма человек уже почувствует себя лучше, отметила она.
В чём опасность ПТСР?Что касается второго вопроса о том, как смелые, отважные парни становятся жертвами преступников, то там действуют два фактора. Как объяснила психолог, во-первых, они верят в то, что раз они сражаются за Родину, то это естественно, что население хочет им помогать. Это сознательная часть. Но есть ещё бессознательная, и здесь надо учитывать, что человек вернулся с войны. То есть он находится в состоянии боевого стресса, подчеркнула Силенок.
Ребята находятся в состоянии стрессоизменений. Они на протяжении длительного времени были в дороге, которая также вводит в состояние транса. Смена впечатлений, смена обстановки. И в этом трансовом состоянии они оказываются очень подвержены внушению. И те, кто это организовали, они это понимают, они разбираются. И используют это в преступных целях,
– рассказала собеседница Царьграда.
Такое же состояние может испытывать человек и в обычной жизни, когда оказывается в другом месте, на другой территории. Даже когда он просто путешествует. Поскольку в этом своём трансе он оказывается уязвим и подвержен внушению, отметила психолог.
Как бойцу получить помощь?Ведущая Елена Афонина напомнила, что в истории нашей страны была и афганская кампания, и чеченская кампания. И, конечно, люди, участвовавшие в этих боях, тоже переживали посттравматический синдром. Она спросила эксперта, если ли возможность использовать этот опыт для помощи участникам СВО?
Эта ситуация похожа… И те наработки, которые были, сейчас развиваются. То есть подключается больше специалистов. Больше технических средств. И сейчас, благодаря тому, что можно онлайн провести работу, если есть интернет, из любого самого отдалённого уголочка, откуда призвался или уходил служить по контракту и куда вернулся этот военнослужащий, он может получить качественную психологическую помощь,
– сказала психолог.
Она добавила, что в нашей стране получить экстренную психологическую помощь можно, позвонив на горячую линию 8-800-784-60 (работает круглосуточно). И это уже, как минимум, позволит снизить состояние тревоги и определить дальнейшие действия вместе со специалистом, отметила Силенок.
Нашим бойцам нужна медицинская, юридическая и психологическая помощь. Но есть ещё такой важный момент, что когда у человека снимают тяжёлую травму или ПТСР, у него высвобождается большое количество энергии… Поэтому очень полезно вовлекать вернувшихся с боевых действий участников СВО в патриотическую деятельность, в какую-то масштабную организационную деятельность. И задача общественных организаций – создавать такие масштабные проекты, где они будут заняты тем, что будет им действительно интересно, что будет требовать много энергии. И они будут себя чувствовать по-настоящему нужными,
– заключила психолог.
Свежие комментарии