
Вопрос "А вы почему остались живы?" преследовал главного конструктора стратегических ракет Михаила Янгеля до конца жизни.
24 октября 1960 года на космодроме Байконур проходили испытания баллистической ракеты Р-16. Руководил процессом председатель Госкомиссии, главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, а техническим руководителем был Михаил Янгель.
Однако на старте ракета взорвалась, и в результате погибли 126 человек, включая маршала Неделина.Дочь главного конструктора стратегических ракет Михаила Янгеля Людмила Янгель поделилась своими воспоминаниями о трагедии с "Российской газетой".
Как рассказала собеседница, лётные испытания – это огромная операция, в которой участвуют множество предприятий. В тот раз оказалось, что одну из схем системы управления пропустили. Возникли проблемы, которые решили устранить, не снимая заправленную ракету со старта. Повернули часовой механизм, и предусмотреть момент взрыва было невозможно. Неделин находился на расстоянии ста метров от заправленной ракеты, а офицеры стояли рядом.
"Как уходить, когда главком здесь?", – рассказывала Янгель.
При этом академик Черток утверждал, что причиной катастрофы была спешка.
Людмила Янгель в свою очередь подтвердила, что международная обстановка была напряженной, и вышло специальное постановление об ускорении разработки ракеты. Работали по три смены, и непонятно было, когда спали. Гнали, гнали...
По словам Людмилы Янгель, глава СССР Хрущёв лично интересовался моментом спасения её отца.
"Он пытался броситься в огонь, искал Неделина. Его буквально удерживали.
Там была колючая проволока, и люди пытались через неё перелезть. Горящие факелы бежали, и это был жуткий документальный фильм. Те, кто перелезал через бетонные конструкции высотой три-четыре метра, ломали себе руки и ноги", - рассказала дочь.По словам женщины, отец надышался парами азотной кислоты. Сразу после комиссии он полетел в Киев докладывать в ЦК Украины, а оттуда в Днепропетровск, не заезжая домой, в обком партии, а там получил инфаркт в 49 лет.
"Человек, зацикленный на чем-то одном, – это страшное зрелище. Перебинтованный, он хрипел, брал бумагу и карандаш, рисовал схему: "Здесь ракета, здесь Неделин, вот бункер, куда я отошёл". И начинал рассказывать, что это было так и так. Но у отца "первый отдел" был в крови, в костях. Он понимал, что нельзя такие вещи писать, и рвал бумагу на мелкие кусочки. Брал второй лист и начинал то же самое. Те же самые слова, тот же самый рисунок", – вспоминает дочь.
В годовщину трагедии он был в Москве и вечером пропал. Родные нашли его в парке, он сидел и плакал. Он до конца жизни этого не забыл. Жены погибших добивали его словами, о том, что он выжил.
Когда случилась катастрофа с маршалом Неделиным, Сергей Королёв первым сказал: "Это могло быть с любым из наших конструкторов".
Ровно через три года, 24 октября 1963 года, произошла новая трагедия: на стартовом столе вспыхнула ракета Р-9, и погибли семь человек.
С тех пор 24 октября для космонавтики России – "черный день", и в этот день на стартовых площадках не производятся запуски. Говорят, что в этот день вообще не выполняются никакие серьёзные работы.
Свежие комментарии