На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 350 подписчиков

Свежие комментарии

"В глубоком котловане лежали груды костей": Как разрушали место упокоения защитников Отечества

Интересный нюанс: на сайте управы московского района Соколиная Гора в разделе, где даётся историческая справка, Семёновский некрополь упомянут так: "В 1771 г. возникло Семёновское кладбище. Несмотря на то что на Семёновском кладбище было несколько известных захоронений (в частности, поэта А.И. Полежаева), оно не считалось престижным местом упокоения". Также сказано, что "к середине 1960-х гг. были уничтожены последние остатки Семёновского кладбища".

Несколько строчек. И – "не считалось престижным местом упокоения". Ни слова о том, что здесь были похоронены до полумиллиона русских воинов, погибших в боях или умерших от ран в разные века – от XVII до XX.

Может, просто стыдно?

Да, большая часть некрополя была ликвидирована в советские годы, но часть могил сровняли с землёй уже в "новое" время. Это место, вопреки здравому смыслу и исторической правде, почему-то назвали парком. Оборудовали турники, тропинки, детские площадки, установили скамейки.

С отданием воинских почестей

Сотрудник музейного образования Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко, член совета Союза православных женщин Марина Овчинникова рассказала об этом уникальном некрополе, который формировался более трёх веков. Самое старое зафиксированное захоронение на нём датируется 1641 годом. Здесь были похоронены родители сподвижника Императора Петра I, светлейшего князя Александра Меншикова.

"В чём уникальность кладбища? У нас много старинных захоронений было в Москве, но именно это с самого начала получило характер государственного захоронения", - говорит Марина Овчинникова.

Когда в конце XVII века были созданы Семёновский, Преображенский, Лефортовский и Измайловский полки, на территории некрополя стали хоронить не только гражданских, но и военных. А после создания в 1707 году в Лефортове первого военного госпиталя Семёновское кладбище уже стало преимущественно воинским. Причём, как следует из найденных историками документов, большая часть похороненных на нём – именно солдаты. Их погребали по седьмому бесплатному разряду – за счёт государства. Нашли здесь свой последний приют и первые русские полицейские (жандармерия была создана по указу Императора Петра I в 1718 году).

По словам Марины Овчинниковой, госпиталь был обязан обеспечить захоронение всех умерших в нём военных на Семёновском кладбище. Хоронили здесь и тех, кто "прибыл мёртвым" – то есть скончался во время эвакуации. Похороны в обязательном порядке должны были проходить с воинскими почестями.

"Если отдание воинских почестей не производилось, Боже упаси, могли и начальника госпиталя снять. То есть с первых дней работы госпиталя внимание уделялось захоронению должным образом тех, кто защищал наше Отечество", – рассказывает эксперт.

Самое жаркое время для госпиталя – это, естественно, периоды войн: Отечественная война 1812 года, Русско-японская война 1904-1905 годов и, конечно же, Первая мировая. С этими историческими периодами связаны самые массовые захоронения на Семёновском кладбище.

К 1915 году некрополь переполнился, и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна обратилась к московским властям с ходатайством об организации нового кладбища. Оно было создано – речь идёт о Братском кладбище, располагавшемся неподалёку от современной станции метро "Сокол".

"Вся местность до Яузы была заполнена черепами и костями…"

Официально Семёновское кладбище закрыли в 1931 году, а его планомерное уничтожение началось через десять лет. В интервью, появившемся на портале "Православие.Ru", Марина Овчинникова приводит воспоминания очевидцев. Так, московских студентов спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны мобилизовали на рытье котлована для будущего завода. Ребятам вручили соответствующий инвентарь, повели на Семёновское кладбище и приказали копать.

"Иной раз останки лежали в два-три слоя. Лопаты сокрушали гробы и всё, что в них находилось", – вспоминал участник тех событий, ветеран войны, литературный критик, прозаик и публицист Владимир Кардин.

Сохранились воспоминания студентки пединститута – их тоже заставляли раскапывать могилы и сносить надгробия на Семёновском кладбище:

"В конце 1950-х годов вся местность до Яузы была заполнена черепами и костями москвичей и воинов – героев Отечества".

В 60-х годах по территории некрополя проложили теплотрассу. В котловане при этом лежали груды костей, обмундирование с наградами…

В итоге к 2011 году от Семёновского кладбища осталась лишь небольшая часть. Территория, понятное дело, была не в лучшем состоянии. И по какой-то непостижимой причине властью было принято решение обустроить здесь парк!

"Вскоре часть могил сровняли с землёй, а надгробия складировали (в том числе и надгробие ктитора Мушникова, на чьи деньги был построен храм), часть из которых потом пропала. На месте могил возвели две большие детские площадки – при этом в ходе строительства было обнаружено множество других захоронений и даже женский склеп", - рассказала Овчинникова в интервью, данном порталу "Православие.Ru".

Русских людей, дорожащих памятью предков, возмутило такое решение. После этого в Департаменте культурного наследия Москвы заявили, что месту будет придан мемориальный статус. Однако, по словам представителя ДКН, для этого должны "пройти определённые процедуры".

Сказано это было десять лет назад. Воз и ныне там.

Прекратить игры на костях

Собственно, за все эти годы так и не решён главный вопрос – его обозначила сопредседатель правления Союза православных женщин кандидат исторических наук Нина Жукова:

"Почему у нас министерство культуры до сих пор не считает нужным придать этому месту статус памятника федерального значения? Потому что есть уже и скульпторы, и архитекторы, которые готовы начать проектирование нового памятника. Есть предприниматели, которые готовы выделить средства, если нам не хватит собранных народом".

По мнению эксперта, речь сейчас не идёт о предъявлении претензий к кому-либо. Тем более что территория всё-таки благоустраивается. Однако власть исходит из того, что сегодня здесь парк, куда люди приходят отдыхать.

"Людям хочется посидеть, почитать, водички попить, а может, даже и перекусить. Детишкам хочется играть. Но старшее поколение знает, что здесь захоронено около полумиллиона наших погибших воинов разных времён, разных национальностей и вероисповеданий. И мы будем здесь развлекаться?" – недоумевает Нина Жукова.

Не делать вид, что здесь ничего не было

Депутат Госдумы Николай Земцов напомнил участникам мероприятия, что Семёновский некрополь не единственное место в Москве, нуждающееся в защите.

"В Спасо-Андрониковом монастыре какие-то совершенно невероятные земляные работы, какие-то коллекторы, куда, как говорят, фекалии должны как-то перераспределиться. Всё это происходит на землях, где покоятся останки нескольких поколений воинов, аристократии русской, великих сынов Отечества! Везде неуёмное желание что-то вырыть, что-то построить. Земля дорогая, Москва – место особое. Поэтому давайте сделаем вид, что там ничего не было, и построим что-нибудь хорошее".

Впрочем, по словам парламентария, теперь есть закон, который будет ограничивать владельцев земельных участков в подобных ситуациях. Он вносит поправки в четыре федеральных закона и в Градостроительный кодекс: речь идёт о временных ограничениях землепользования там, где могут быть могилы.

"Можно будет останавливать строительство и заставлять девелоперов проходить по процедуре: экспертиза, а дальше эксгумация и достойное перезахоронение. Но ни в коем случае не вот это стыдливое, позорное делание вида, что здесь ничего не было, и застройка".

Кто кого несёт?

Николай Земцов вспомнил про акцию "Бессмертный полк": миллионы людей выходят на улицы с портретами своих предков, тем самым показывая, что мы имеем к Победе особое, ревностное отношение и храним память о наших солдатах.

"Но это вступает в противоречие с тем, что мы наблюдаем в отношении этих мест. Ведь кто у нас кого несёт – это большой вопрос. Мы несём видимую часть: транспаранты, портреты. А эти люди уже за гранью нашего мира, и некоторые говорят, что, может, это они несут нас. Однако они будут нас нести до той поры, пока мы храним их память, пока они нам нужны. А если они нам не нужны, то и государство мы, скорее всего, потеряем", – считает депутат.

Итак, документальное закрепление мемориального статуса Семёновского парка необходимо завершить в максимально короткие сроки. До тех пор, пока такого статуса не будет, на костях русских воинов теоретически можно построить всё что угодно: хоть бизнес-центр, хоть стрип-бар, хоть спортплощадку. И желающие, как мы с вами понимаем, вполне могут найтись.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх