Эльвира Набиуллина прописала России "шоковую терапию". Сергей Суверов отметил, что она уже применялась 45 лет назад в Соединённых Штатах, и вот чем тогда кончилось: "Любое кардинальное решение имеет всегда побочку".
По данным МЭР, ВВП России в последний месяц лета вырос всего на 0,4% год к году. Таким образом, динамика упала в три раза, если сравнивать со вторым кварталом этого года (1,1%), и в 11 раз, если сравнивать с 2024-м (4,3%).
Общий годовой рост с начала 2025-го затормозился - с 1,1% до 1%. При этом промышленность уже стагнирует, а сектора экономики за пределами ОПК переживают глубокую рецессию.Ситуацию в эфире программы "Царьград. Главное" прокомментировал экономист Сергей Суверов. По его мнению, одной из главных причин тревожной тенденции стала денежно-кредитная политика Центробанка. Экономика столкнулась с "инфляционной спиралью", когда цены и зарплаты начали жёстко конкурировать друг с другом. Соответственно, регулятору пришлось принять меры.
"Однозначного решения не существует"Так, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина прописала России "шоковую терапию". Она уже применялась 45 лет назад в Соединённых Штатах, напомнил собеседник "Первого русского". И вот чем тогда кончилось:
Центральному Банку пришлось пойти по сути на шоковую терапию: резко поднять ставку, чтобы остановить эту инфляционную спираль. Я напомню, что в 1980 году [экс-председатель ФРС США] Пол Волкер тоже поднял процентные ставки до 20%. Но в результате были побочные эффекты, экономика вверглась в рецессию. Поэтому какого-то однозначного решения сложных экономических проблем не существует. Любое кардинальное решение, будь то шаги Центрального банка или правительства, имеет всегда побочку.
И вопрос экономической политики - чтобы эта побочка была минимальной.Эксперт также оценил приём президента Белоруссии Александра Лукашенко против инфляции, который в 2022 году просто запретил поднимать цены на товары:
Мы видим, растёт инфляция издержек, она растёт как в России, так и в Белоруссии. Поэтому если цены не будут повышать, то просто предприятия станут убыточными. Если они станут убыточными, то не будет денег на зарплаты, на премии, и, естественно, от этого пострадают прежде всего трудящиеся, то есть сотрудники этих компаний… Есть практика рыночной экономики, и она говорит о том, что цены на некоторые социальные категории товаров курировать ещё можно, но в целом механизм ценообразования должен быть рыночным.
"Все экономические показатели просто кричат"Ранее финансовый аналитик Антон Табах объяснил в разговоре с Царьградом, почему Центробанк на последнем заседании совета директоров опустил ставку только на один процентный пункт, а не на два, как предсказывали в своих прогнозах многие эксперты:
ЦБ снова проявляет осторожность. И понятно, что все факторы были известны до заседания совета директоров Центробанка. Но я думаю, что то, что подвинуло действительно чашу весов, были новости, точнее, хорошо обоснованные слухи о возможном повышении налогов, причём конкретного налога на добавленную стоимость, что имело бы явный инфляционный эффект, как это было в 2019 году.
По словам эксперта, неопределённость с будущей бюджетной политикой и налоговой нагрузкой вынудила регулятор действовать аккуратнее:
Соответственно, в этих условиях до внесения бюджета и более чёткого понимания, как вообще дальше жизнь будет устроена, а это обычно случается в конце сентября, ЦБ счёл неразумным предпринимать более радикальные шаги. Хотя понятно, что все экономические показатели просто кричат, что надо быстрее снижать ставку, смягчать денежно-кредитную политику.
Свежие комментарии