"Железный купол" для России: После серии убийств решение наконец принято. Сегодня ключевые специалисты становятся столь же уязвимой боевой единицей, как танки или самолёты. В мире, где противник готов убивать людей в белых халатах, их защита - не прихоть спецслужб, а вопрос национальной безопасности науки.
То, что в мире идёт "сафари на мозги", весьма наглядно показал ирано-израильский конфликт. Так, при атаке на военные объекты в Тегеране и Исфахане 13 июня вместе с военными командирами погибли и шесть ядерных специалистов. По данным Associated Press, за 12 дней войны Израиль "точечно" убил почти полтора десятка иранских учёных, которые занимались обогащением урана и баллистическими технологиями.
Как пишет в своей статье журналист Царьграда Иван Прохоров, эта стратегия реализовывалась на протяжении более десяти лет. И её пиком стала ликвидация "отца иранской бомбы" Мохсена Фахризаде в 2020 году, которого расстреляли с помощью дистанционно управляемого пулемёта, установленного в брошенном пикапе. Насколько далеко готовы зайти разведслужбы - одному Богу известно.
Похожая охота на учёных разворачивается и вокруг российско-украинского конфликта. В декабре прошлого года в подмосковных Котельниках найден убитым заместитель генерального конструктора ОКБ "Марс" Михаил Шатский, который занимался модернизацией российских крылатых ракет и дронов. А в ночь с 17 на 18 апреля уже текущего года был убит руководитель конструкторского бюро Брянского электромеханического завода Евгений Рытников - его машину взорвали недалеко от границы с Украиной при помощи самодельного взрывного устройства.
Как сказал ранее депутат Андрей Луговой, существует целый "расстрельный список" ГУР, в который включены десятки фамилий учёных. В декабре 2024-го ФСБ удалось сорвать покушение на высокопоставленных конструкторов и офицеров. В связи с чем были задержаны четверо граждан России, которые получили из Киева бомбы-закладки для машин.
Таким образом, ключевые специалисты становятся столь же уязвимой боевой единицей, как танки или самолёты. В мире, где противник готов убивать людей в белых халатах, их защита - не прихоть спецслужб, а вопрос национальной безопасности науки,
- подчёркивает Иван Прохоров.
"Железный купол" над наукойВ связи с этими угрозами 24 июня президентом страны Владимиром Путиным были утверждены поправки к закону "О науке и государственной научно-технической политике". Это даёт право ФСБ взять под свой контроль всё международное сотрудничество российских вузов и НИИ. Часть поправок вступит в силу с 1 сентября этого года, часть - с 1 сентября 2028-го.
Новые поправки закрепили принцип "безопасность - открытость" - ФСБ получает право решать, кто и как может подключаться к исследованиям, затрагивающим чувствительные технологии. Ключевая площадка для такого контроля - ЕГИСУ НИОКТР, где у спецслужбы появляется собственный "личный кабинет"; именно там будут перед запуском проверяться все проекты с участием иностранцев,
- поясняет журналист Царьграда.
Как пояснили авторы инициативы (Минобрнауки и ряд депутатов Госдумы), речь идёт не о "цензуре науки", а о том, чтобы защитить нашу науку от вмешательства недружественных стран. Что, в свою очередь, поможет защитить критически важные знания и кадры в условиях геополитического противостояния.
Чтобы предотвратить новые покушения на учёных, готовится двухконтурная модель: персональные меры - скрытая охрана, возможность оперативного перевода сотрудника и семьи в другой регион, и территориальные меры - законопроект о "спецобъектах" для организаций, работающих с гостайной, с усиленной охраной, включая контроль дронов и бесполётные купола. Так вмешательство спецслужбы превращается из цензуры в "железный купол" над наукой,
- резюмирует Прохоров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Свежие комментарии