Европа не понаслышке знает о том, как опасно нахождение игиловцев на её территории. После присоединения стран ЕС к американской коалиции против «Исламского государства» (ИГИЛ, террористическая организация, запрещённая в России) по континенту прокатилась серия терактов. Атаки на «Стад де Франс», взрывы в аэропорту Брюсселя и наезд грузовиков на пешеходов в Берлине в 2015-2016 годах превратили Европу в «горячую точку».
За последние годы ситуация успокоилась. Турция закрыла границу для нелегалов, получив 3-6 млрд евро. Однако в этом месяце ИГИЛ снова пугает европейских политиков. Повод этому дала военная операция Анкары на северо-востоке Сирии.
После того, как турки и курируемая ими вооружённая оппозиция выбила из приграничных территорий курдских боевиков (YPG), сотни террористов ИГИЛ попали в плен или сбежали из тюрем. Среди захваченных есть граждане стран Евросоюза. И вот глава МВД Турции Сулейман Сойлу говорит, что отправит их «домой».
Мы не собираемся содержать их до скончания веков. Мы — не отель для ИГИЛ,
— сказал Сойлу.
Министр пожаловался на Британию и Нидерланды, которые лишили гражданства «игиловцев».
Они нашли лёгкое решение,
— негодует Сойлу.
Глава МВД Турции Сулейман Сойлу. Фото: AP/TASS
Любопытно, что с аналогичными угрозами ранее выступали и США. В феврале Дональд Трамп потребовал от ЕС принять и осудить террористов, иначе он сам вернёт их из Сирии в Германию, Францию, Британию и другие страны. Речь шла о 800 боевиках, захваченных в плен американцами в ходе разгрома «Исламского государства» в Сирии.
Большинство европейских правительств не поддерживают репатриацию террористов. В МИД Дании не хотят видеть у себя «самых опасных людей в мире». Британское МВД пообещало всеми силами воспрепятствовать возврату игиловцев. Единственная страна, готовая принять их — Франция. В январе в Париже заявили о готовности принять 130 боевиков. Из всех стран ЕС в рядах ИГИЛ больше всего граждан Франции.
В Германии к репатриации относятся с пониманием. Пресс-секретарь Ангелы Меркель допустил возврат нескольких десятков игиловцев в ФРГ. Глава МВД земли Нижняя Саксония Борис Писториус недавно открыто поддержал возвращение террористов.
Политически их никто не реабилитирует, но однажды мы будем обязаны сделать это (вернуть немецких граждан, находящихся в рядах ИГИЛ — Прим. Царьграда). Мы не можем отказаться от этого,
— заявил он.
Немцы и бельгийцы рассчитывают найти общеевропейское решение проблемы.
Тем временем Европейский совет по международным делам (ECFR) призывает страны ЕС поддержать решение Франции.
В отчёте ECFR говорится, что суды Ирака и Сирии могут быть несправедливыми при вынесении решений. Возвращение — лучший способ для контроля террористов и гарантия того, что они ответят по закону. В-третьих, репатриация спасёт детей боевиков от угрозы заболевания и радикализации в лагерях Ирака и Сирии.
Эксперт РСМД Кирилл Семёнов считает, что репатриация должна зависеть от того, какие преступления совершали граждане ЕС в Сирии и Ираке.
Всё зависит от того, какие преступление, кроме причастности к деятельности ИГ, они совершали. Если ничего более за ними не числится, то безусловно их нужно отправлять в те страны, гражданами которых они являются. Есть и иная практика, которую применяли американцы к бывшим заключённым из Гуантанамо — это передача их третьим странам, где они проходили программы реабилитации и проживают под особым надзором,
— рассказал Семёнов Царьграду.
Какое решение примут в итоге европейцы: возвращать или нет — покажет время. Давление Турции вынудит их ускорить мыслительный процесс. Не исключено, что Брюссель может предложить Анкаре деньги за содержание террористов у себя или в Сирии. Точно также, как это было с нелегальными мигрантами в 2016-м году. Согласится ли Реджеп Эрдоган на «террористическую сделку» с осудившими его операцию в Сирии европейцами — большой вопрос.
Свежие комментарии