Война стала обычным делом
Сын поэта Сергея Есенина и актрисы Зинаиды Райх родился 3 февраля 1920 года в Москве. Отца Константин знал плохо и совсем мало. Он ушел из семьи до появления сына на свет. Мальчика воспитывал известный русский театральный режиссёр, актёр и педагог Всеволод Мейерхольд. В августе 1938 года, спустя две недели после ареста Мейерхольда, в квартире в Брюсовом переулке была зверски убита мать Константина.
Его вместе с сестрой быстро попросили освободить место проживания. Все, что они успели, – спрятать архивы отца и отчима на даче в Балашихе.Музей-квартира В.Э. Мейерхольда. Рабочий кабинет В.Э. Мейерхольда. На стене – портрет Зинаиды Райх в роли Анны Андреевны в спектакле "Ревизор". Фото: Катков Александр / Фотохроника ТАСС
Главным увлечением всей жизни Константина были не поэзия, не театр, а футбол. В пятнадцать лет он даже пробовал поступить в школу чехословацкого тренера Фивебра. Но в его сторону футбольные спецы даже не посмотрели. Однако неудача не помешала стать ему лучшим экспертом в вопросах истории футбола. Константин собрал уникальную картотеку по чемпионату страны, Кубку СССР, международным встречам сборной и по отдельным игрокам. Ему каждый день звонили со всех изданий, как в справочную, он был ходячим футбольным справочником. Сам он был заядлым фанатом "Спартака" и не пропускал ни одного матча своей любимой команды.
В 1941 г. студент четвёртого курса Московского инженерно-строительного института Константин Есенин ни секунды не думая добровольцем ушёл на фронт. Его направили на защиту Ленинграда, где тогда шли одни из самых ожесточённых боёв. Через несколько часов после прибытия ему уже предстояло ринуться в бой.
О Есенине мы слышали из многих уст… Когда младший лейтенант Есенин пришёл в батальон, его спросили: – Поэт Сергей Есенин – однофамилец твой? – Отец… – писали о Константине в газете "Красный Балтийский флот" 9 декабря 1944 года – Младший лейтенант Есенин воевал не хуже других… Научился Есенин за время войны по вою снаряда или мины определять – надо ли залечь или можно спокойно пойти дальше… Война стала большим и обычным делом для этого безусого комсорга батальона.
Футбол как лекарство
Однополчане любили и уважали Константина Есенина – за скромность, надёжность и смелость. Двенадцать раз он ходил в пехотную атаку, четыре раза – в танковую, четыре раза вступал в рукопашную и столько же раз был ранен. Но всегда Есенин находил в себе силы вновь вернуться в строй. Однажды, будучи на лечении в военном госпитале, кто-то вскользь упомянул о предстоящем футбольном матче "Зенита" с бакинцами. Такое событие Есенин пропустить не мог. Он сбежал из палаты и в тапочках и халате пришёл на стадион. Как потом вспоминал Константин, "после футбольного "допинга" его "больничные дела сразу пошли на поправку…"
Невероятно, но, оказывается, и в блокадном Ленинграде продолжали играть в футбол. Для многих это была игра надежды, она способствовала укреплению победоносного духа. Видя, что страдающие от голода ленинградцы ещё и мяч гоняют, фашисты приходили в ярость.
Во время другого тяжёлого ранения боевой дух Константину подняли хорошие вести с фронта. Его, истекающего кровью, везли на дрогах к санитарному поезду по каменистой дороге. Каждые 10 метров он просил остановиться, тряска была невыносима и отзывалась нестерпимой болью. Но как только он услышал, что наши войска перешли в наступление по всей линии фронта и освобождена Эстония, он закричал ездовому: "Черт с тобой! Вези! Всё выдержу!"
После излечения от ранений Константин попросился обратно на фронт. Фото: victory.rusarchives.ru
Ни разу после полученных ранений он не думал о том, чтобы комиссоваться. Он был готов в любую минуту отдать свою жизнь за Победу, о чём написал в своем фронтовом дневнике:
Я – не поэт. Это даже к лучшему: писать посредственные стихи мне просто стыдно, писать хорошие – нужен талант. Но Родину, Россию я люблю…
(esenin.ru)
Летом 1944 года, после гибели командира роты штурмового батальона и его замполита Есенин в звании младшего лейтенанта принял командование ротой.
Мы послали его в роту, когда она залегла, – вспоминал майор Мелехин. - Немецкие корабли били по берегу, и казалось, нет силы, чтобы поднять снова в бой роту… Но Есенин поднял роту и повел её в бой. Когда его ранило, никто не знал. Он умер от потери крови… Все его видели до последней минуты среди наступающих…
(esenin.ru)
Строитель Лужников
О смерти сына поэта Сергея Есенина 9 декабря 1944 года написали в газете "Красный Балтийский флот". Но он вопреки всему оказался жив и получил серьёзное ранение лёгкого. После ожесточённого боя его нашли санитары другого соединения и отправили в госпиталь. В родной же части были уверены, что сын известного поэта пал смертью храбрых. Четыре месяца он пролежал в госпитале, на некоторое время он даже потерял голос. На спине после сложнейшей операции у него остался шов длиной в 17 сантиметров. Но даже такое ранение не помешало Константину вновь вернуться на фронт.
Будучи тихим, спокойным и интеллигентным человеком, Константин Есенин привык все свои переживания держать внутри. Уже после войны у него начались проблемы с сердцем, и он решил передать государству архивы Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда.
После перенесённых в жизни потерь, ранений и инфаркта он не переставал говорить о том, что он очень счастлив! Для него счастьем после долгих лет лишений стало созидание новой мирной жизни.
Константин Есенин после разгрома фашистской Германии работал на московских стройках прорабом, принимал участие в возведении спортивного комплекса в Лужниках.
С 1955 года он стал сотрудничать с газетами "Советский спорт", "Московский комсомолец", "Футбол" и со многими журналами. Как вспоминали многие спортивные журналисты, в прогнозах на любой матч он мог вспомнить предыдущие победы и поражения встречавшихся команд и дать почти безошибочный прогноз.
Его сердце перестало биться 26 апреля 1986 года. Он очень не любил говорить о войне, считал, что сделал всего лишь малость для своей Родины, а три ордена Красной Звезды надевал лишь по особым случаям.
Свежие комментарии