Инфляция в России сегодня – ключевой «таргет», объявленный ЦБ приоритетом и индикатором здоровья экономики. Несмотря на то, что экономисты указывали на эфемерный смысл этого показателя для оценки состояния экономики, ЦБ с упорством, достойным лучшего применения, всеми силами старается надавить именно на этот фактор.
2018-й уже стал годом встряски для экономики России. В апреле были введены новые санкции США, обрушившие российский фоновый рынок и рубль, произошел стремительный рост цен на топливо. Затем правительство России объявило о повышении пенсионного возраста и увеличении НДС с 18% до 20%. В августе стало известно о новых санкциях со стороны США, фондовый рынок и рубль снова начали тонуть.
Как в этой ситуации чувствует себя «таргет» ЦБ? Экономисты и аналитики, ведомства и министерства сходятся во мнении – неважно. Слишком много факторов теперь влияют на инфляцию, при этом стоит разделять официальные данные с реальными цифрами, которые потребитель видит на ценниках в магазинах, а производитель – в стоимости закупаемого сырья.
В июле ЦБ перестал отрицать очевидное: рост НДС уже влияет на инфляцию, и процесс этот начался заблаговременно – производители и поставщики услуг стали закладывать налоговые риски в цены. Следом за ЦБ очевидное разглядели и в Минэкономразвития.
Фото: www.globallookpress.com
Набираем обороты
Минэкономразвития в обзоре «Картина инфляции. Август 2018 года» отмечает, что годовые темпы роста инфляции в июле составили 2,5% против 2,3% в июне. Инфляция ускорилась из-за низкой базы июля 2017 года, вследствие чего произошло смещение графика поступления продукции нового урожая в прошлом году, отмечают в министерстве.
При некотором замедлении месячных темпов роста цен на непродовольственные товары (за исключением подакцизной продукции) и на услуги (за исключением регулируемых цен и тарифов), монетарная инфляция (без учета продовольствия, регулируемых цен и подакцизной продукции) вновь опустилась чуть ниже целевого ориентира Банка России, составив 3,5%»,
– говорится в обзоре. Годовая монетарная инфляция составила в июле 2,9%.
Минэкономразвития поясняет, что главным риском для инфляции с учетом продовольствия становится снижение урожая зерновых и высокие биржевые цены на пшеницу. Так, фьючерсы на пшеницу на Чикагской фондовой бирже выросли в цене с начала июля почти на 20%.
Отметим, что в июле инфляция составила 0,3% против 0,5% в июне. При этом в августе 2017 года была зафиксирована дефляция на 0,5%, так что даже при нулевой инфляции в августе 2018 года относительно июля (о чем речи уже не идет) годовой показатель уже повысился бы. До очередного падения рубля Минэкономразвития отмечало, что в августе в месячном выражении инфляция расти не будет, а вот в годовом выражении, достигнув 2,5 в июле, устремится еще выше и составит 2,9-3,1%. Впрочем, в ведомстве легко меняют свои показатели.
Лидерами по росту инфляции в июле стали вкладывающиеся в губернаторские выборы Московская (3,7%) и Нижегородская области (3,6%), а также почему-то Тульская область (3,6%). Низкая инфляция была зафиксирована в Дагестане (от 0,8% до 1%) и Ямало-ненецком автономном округе (0,8%).
Мнение ЦБ и санкции
Фото: www.globallookpress.com
ЦБ России после объявления о росте НДС с 1 января 2019 года обновил интервальный прогноз по инфляции на нынешний год. Ожидается, что она составит 3,5-4,0%, тогда как ранее планировалось 3,0-4,0%. В 2019 году, по данным ЦБ, инфляция составит 4,0-4,5%, тогда как ранее она вписывалась в «таргет» в 4%.
По предварительной оценке, в августе темпы прироста потребительских цен составят 2,8-3%. К концу года инфляция ожидается в интервале 3,5-4%»,
– говорится в комментарии.
Минэкономразвития при этом не было столь оптимистичным и повысило прогноз по инфляции на 2018 год до 3,1% с 2,8%, на 2019 год – до 4,3% с 4,0%. ЦБ в то же время видит процессы, которые могут приблизить инфляцию к «таргету» в 4%.
По мнению ЦБ, на инфляцию также оказал влияние эффект низкой базы прошлого года, который отразился на темпах роста цен на плодоовощную продукцию. Произошло изменение соотношения спроса и предложения – прежде всего на рынке животноводческой продукции, в том числе мяса, молока и продуктов из них, заключает регулятор.
По мнению Минэкономразвития, не менее серьезным фактором для разгона инфляции во второй половине 2018 года может стать ослабление рубля из-за новых санкций со стороны США.
Влияние данного фактора является ограниченным в силу наблюдаемого в 2017-2018 годы снижения эффекта переноса валютного курса на инфляцию»,
– отметили, между тем, в министерстве.
8 августа США объявили о введении с 22 августа новых санкций против России. Эффект не заставил себя долго ждать: на открытии торгов 9 августа на Мосбирже рубль подешевел к доллару до более чем 66 рублей за доллар, а затем опустился до 67 рублей. К евро российская валюта просела до 77 рублей.
Царьград уже сообщал, что после объявления о санкциях, в том числе против госдолга России и госбанков произошел сброс инвесторами российских активов в пользу долларовых вложений. На этом фоне по рублю был нанесен новый удар, около полутриллиона капитализации потерял Сбербанк. Российские активы стал продавать и самый тучный фонд мира – суверенный фонд Норвегии, вложивший в российский фондовый рынок около 3 млрд долларов.
Фото: www.globallookpress.com
Кто виноват?
По мнению экономистов, на инфляцию давят, конечно, не только санкции. Так, например, из-за апрельского роста цен на бензин (он нашел свое отражение и в инфляции), произошло подорожание авиабилетов на 10%. Именно к такому росту цен на авиаперевозки и туристические путевки привел скачок стоимости топлива. Кроме этого, российские авиакомпании уже предупредили: если НДС повысят, перевозчикам придется поднять тарифы по всем направлениям еще как минимум на 10%.
К росту инфляции также привела индексации тарифов ЖКХ с 1 июля. По данным Росстата, в среднем по России тарифы на коммунальные услуги выросли на 0,7-1,3%. Таким образом, с начала июля инфляция к концу первой недели второго летнего месяца составила 0,3%, а с начала года – 2,4%.
1 января 2019 года вступит в силу закон о повышении НДС, что уже отражается на ценах и бьет по карманам населения. Экономисты предупреждали: повышение НДС повлечет за собой резкое удорожание товаров и услуг. В свою очередь, оно негативно отразится на всех группах граждан, но в первую очередь пострадают социально незащищенные и малообеспеченные слои российского общества. Депутат Государственной Думы Сергей Катасонов заявил Царьграду, что от этого закона не стоит ждать позитивных изменений.
Кто заплатит эти 600 миллиардов? Экспертное сообщество определило: из этих 600 – 400 миллиардов заплатит конечный потребитель. То есть это наше население»,
– сказал депутат.
С. Катасонов. Фото: www.globallookpress.com
При этом цепочка выстроена очень четко. За ростом НДС следует рост инфляции, что уже не отрицают ни в ЦБ, ни в Минэкономразвития. Рост инфляции, в свою очередь, толкает граждан тратить меньше денег и переходить к накоплениям. Снижение реальных располагаемых доходов населения уже ощутили на себе крупные торговые сети. Средний чек в универмагах и магазинах в июле сократился на 3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
В послании (президента Владимира Путина) сказано, что мы должны к середине 20-х годов в 1,5 раза увеличить доходы населения. Министерство экономического развития говорит: "Мы должны развиваться со скоростью 3,8% – выше мировых. Если 3,8%, и вы хотите исполнить указы, то 16 миллионов населения лишних. От них как-то надо избавляться". В ответ на это все хихикают»,
– заявил Царьграду академик РАН Виктор Ивантер.
Экономисты отмечают, что в сухих данных ЦБ и Минэкономразвития по инфляции, конечно, содержится обоснование того, как санкции и рост цен на зерно приводит к разгону инфляции. Однако эксперты отмечают: разве не ЦБ сделал экономику России настолько чувствительной к рычагу давления на страну с Запада? Разве не ЦБ огромными темпами скупает валюту на внутреннем рынке, что приводит к падению рубля? А потом регулятор винит это падение в разгоне инфляции.
По мнению экспертов, не лучше ситуация обстоит и с НДС. Каждый производитель будет просто по законам рынка закладывать рост своей фискальной нагрузки в конечную стоимость. Если же при изготовлении продукции ему потребуется импортное сырье, то при низком рубле он сразу станет платить за него больше, что также будет заложено потом в стоимость конечного продукта. И эта стоимость потом даст для ЦБ совершенно иную картину по инфляции и очередной срыв «таргета», как бы о нем не заботился регулятор.
Цифры и «таргеты» – это просто показатели. Но именно они с каждым днем все громче говорят о том, что оплачивать влияние всех факторов на инфляцию придется населению России, хочет оно того или нет.
Свежие комментарии