Путин намекнул. Набиуллиной пришлось исполнить: главное событие декабря, которое удивило всех - это решение ЦБ не повышать ключевую ставку, а оставить 21%. Экономист Антон Табах пояснил в эфире Царьграда, в чём суть такого решения и как это повлияет на отечественную экономику.
Неожиданно для всех Центробанк России решил не поднимать ключевую ставку, а сохранить её на уровне 21%.
Комментируя информацию, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина пояснила, что это должно обеспечить снижение инфляции в ближайшие кварталы.Мы приняли решение сохранить ключевую ставку на уровне 21% годовых. В экономике сформировались жёсткие денежно-кредитные условия, которые должны обеспечить замедление инфляции в ближайшие кварталы,
- заявила она на пресс-конференции после заседания совета директоров ЦБ.
Как отметила глава регулятора, Банк России взял паузу в этом вопросе с тем, чтобы оценить подстройку экономики к новым условиям. Набиуллина добавила, что для возвращения инфляции к уровню 4% нужен длительный период жёсткой денежно-кредитной политики.
Ранее в ЦБ прогнозировали, что годовая инфляция может снизиться до 4,5-5% в 2025 году и до 4% в 2026 году. Однако некоторые эксперты считают, что ЦБ мог использовать инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки, и раньше. Об этом рассказал президент страны Владимир Путин, отвечая на вопросы о ростах цен и их причинах в ходе прямой линии. Он отметил, что "ЦБ начал это делать летом, но эксперты считают, что это можно и нужно было бы делать раньше".
ЦБ устроил "тотальный сюрприз"В беседе с Царьградом главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах отметил, что решение ЦБ не поднимать ключевую ставку - "это был такой тотальный сюрприз". По словам эксперта, из всех его коллег аналитиков он может вспомнить только одного, кто предполагал, что решение регулятора будет именно таким.
Ну, и, собственно говоря, по как бы тому, что мы услышали потом от руководства Банка России, они сами не знали, какое решение будет… Если посмотреть на заявления и на аргументацию, могло быть принято совершенно другое решение. То есть ЦБ мог ещё больше закрутить гайки на основе тех данных, которые публичны, известны рынку и так далее. А мог, наоборот, на основе имеющихся данных решить, что, может быть, мы сделали уже достаточно. Как в "Золотой антилопе": "Довольно, довольно!" Что уже, так сказать, и бизнес, и население кричат: "Довольно!" После чего можно остановиться и посмотреть, как до февраля поведёт себя инфляция, как поведёт себя экономика. И в зависимости от этого дальше калибровать решения,
- отметил экономист в эфире программы "Царьград. Главное".
Что касается заявления президента по поводу того, что можно было использовать и раньше инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки, то часть аналитиков действительно так считает, сказал Табах. И они полагают, что держать паузу с декабря 2023 года по июль 2024-го "это было слишком долго", поскольку "инфляционная волна уже начала формироваться, и её не пресекли в зародыше".
Второй вопрос заключается в том, что за то, чтобы быстрее достигнуть цели по инфляции, экономике придётся заплатить очень высокую цену. Поскольку, если оперировать только ключевой ставкой, то её нужно загнать так, что экономика уйдёт в жёсткую рецессию. А если в инфляции у нас на следующий год около 1,5-2% - это только эффект тарифов, и если из 4% цели у нас половину отъедают тарифы, то что остаётся? Инфляция как в Японии? У нас другая структура экономики,
- сказал Табах.
"Как по Достоевскому: кто имеет право..."Он добавил: для того, чтобы компенсировать проблемы в бюджетной политике, приходится повышать процентную ставку. Однако при этом есть большое несогласие с теми целями, которые заявлены. Поскольку достижение инфляции в 4% - это возможно, но в совершенно другой экономической ситуации.
Проблема в том, что если существенная часть экономики находится на прямом бюджетном финансировании и у нас кадровый голод, который гарантирует, что зарплаты растут, и есть высокие ожидания инфляционные и ценовые, то для того, чтобы сбивать инфляционные волны, при прочих равных, требуется более значительное повышение ставки. Но платят за это те, кто живёт под ставкой, а не те, кто имеют прямое финансирование. Как по Достоевскому: кто имеет право, а кто является дрожащими,
- заключил Табах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Свежие комментарии