
После выхода на экраны очередной партии отечественных фильмов для детей зрители всерьёз озадачились: а они точно детские? А нам точно нужны такие "Чебурашки" и "Буратины"? Так ли хороши ремейки старых добрых детских сказок и почему вместо этого не делать что-то новое, интересное, но "своё", современное?
Минувшие новогодние каникулы, ознаменовавшиеся выходом в кинотеатрах новых детских картин, дали пищу для размышлений о том, что же всё-таки получает маленький зритель после просмотра этих фильмов, не только родителям, но и тем, кто может на это повлиять. Активные дискуссии, связанные как с содержанием современных русских сказок, так и с механизмами государственной поддержки кинопроизводства, неожиданно развернулись в Госдуме.
"Свои дают деньги только своим"Поводом для обсуждения темы на заседании парламентского комитета по культуре стал законопроект, который призван закрепить право Министерства культуры определять приоритетные тематики для фильмов, претендующих на бюджетное финансирование.
Собственно, речь идёт скорее даже о закреплении и оформлении должным образом уже существующих полномочий. Но комитет же не зря имеет своё наименование. Оказалось, что народные избранники и сами посмотрели вышедшие на экраны премьеры.
Посмотрели и удивились.
Депутат Иван Мусатов, например, высказался в том духе, что не все режиссёры и продюсеры вроде иноагента Александра Роднянского* сбежали за рубеж. Некоторые, заметил он, остались.
И теперь, говорит Мусатов, если прежде они снимали "звягинщину" (ну, тут прямая отсылка к работам режиссёра Андрея Звягинцева), то сейчас переключились на сказочные сюжеты.
И вот таких деятелей, по мнению депутата, следует активно "выявлять и фильтровать". А заодно перестать уже делать так, что "свои своим дают деньги на фильмы" без обеспечения должного контроля над конечным результатом. Недетское кино, и "Буратины чудовищные"Его коллега по комитету, известный актёр и народный артист России Дмитрий Певцов не только поддержал Мусатова, но в свою очередь жёстко высказался о системе распределения бюджетных средств на кинопроизводство, которая остаётся прежней:
Как давали свои своим, так и продолжают давать, ничего не изменилось,
Реально качественным и содержательным проектам получить господдержку "очень и очень трудно", зато другие её имеют.
В качестве примера несоответствия финансирования художественной ценности Певцов привёл фильм "Чебурашка". По его словам, картина, несмотря на кассовые сборы, "никакого отношения ни к детскому, ни вообще к кино не имеет". Критика Певцова распространилась и на другие популярные проекты, которые он назвал "буратинами и бременскими музыкантами чудовищными".
Певцов подчеркнул, что детское кино должно нести ясный нравственный посыл и предлагать юным зрителям однозначно положительные примеры для подражания.
Детский фильм не может существовать без примера для подражания, без какого-либо смысла, морали, которая могла бы быть полезной для ребёнка. "Чебурашка" - это точно не детское кино. Создатели просто взяли франшизу и заработали на этом деньги. Подобные фильмы не имеют никакого отношения к настоящему детскому кино,
- заявил Певцов.
"Дичайший мусор ради бабла"В соцсетях с артистом более, чем согласны.
"Вместо доброго Чебурашки времён СССР, нынешний является пакостником", - пишут одни. "Все это дичайший мусор, все ради бабла, правильно депутат сказал, а фильмы эти денег заработали, потому что больше не на что было в праздники идти", - возмущаются другие. "Лучше нервы поберечь и посмотреть советского Чебурашку. Пользы больше будет!", - смеются третьи.Халтура такая, как и остальные большинство современных поделок, почему то люди ведутся, ни нормального сюжета, ни актёрской игры, тупой юмор! Изуродовали Чебурашку!,
- негодуют комментаторы.
Артисты и общественники, стоит тут заметить, с широкой публикой полностью солидарны - и постоянно бьют тревогу по поводу так называемых "ремейков".
Вот, к примеру, что ранее писала о них актриса Яна Поплавская, которую вся страна знает по роли Красной Шапочки в фильме режиссёра Леонида Нечаева (1977 г). Он же, к слову, снял годом ранее и "Приключения Буратино" — фильм, вошедший в золотой фонд детского отечественного кино.
А что, у нас кризис жанра, кончились идеи для сценариев? Нет новых героев? Уже который год войны. Культурный фронт продолжает сдавать позиции. Единицы фильмов о героях СВО, патриотах, Родине… В большинстве - ремейки и дешёвые комедии. А реально талантливым режиссёрам дают бюджеты меньше, чем обходится один патриотический концерт некоторых исполнителей. Печально это. До слез печально.
А когда два года назад чиновники предложили переснять классику, не сдержался и журналист, депутат Мосгордумы Андрей Медведев:
Переснять "Судьбу человека". Или чиновники полагают, что сегодня кто-то сможет сделать фильм сильнее, чем Сергей Бондарчук? Перенять самую главную сцену? "Папка, родненький, я знал, что ты меня найдёшь ". Это для чего переснимать? Чтобы что? И главное, кто ремейки делать-то будет? То есть, найти придется людей умнее, масштабнее Бондарчука, Эйзенштейна, Шепитько. Чтобы было, хотя бы не хуже оригинала. При том, что непонятно, чем чиновникам оригинал не угодил.
По мнению Медведева, "логику в предложении чиновников найти практически невозможно":
Вот "Иван Грозный", снятый в 1944-м в Ташкенте. Это же не просто классика, шедевр мирового кино. Это фильм, вокруг которого существует определённый исторический контекст. И надо не снимать упрощённые версии для школьников, а рассказывать детям о том, как, в какой ситуации, какими средствами и для чего снимали этот фильм. И почему важно его посмотреть именно в таком, классическом варианте (а другого и не нужно). Но, видимо, это очень сложно.
Главная проблема ремейков детских фильмов из прошлогоДействительно, сложно. Проще слепить нечто невразумительное, прикрыв это ярким фантиком. За яркими декорациями, за звёздными кастами и рекордными кассовыми сборами современных переделок милых детских сказок зияет пустота. По сути, мы сейчас стали свидетелями парадокса - технически безупречные, идеально отмаркетированные ленты оказываются эмоционально стерильными. Они не оставляют в сердце ни тепла, ни той щемящей, искренней грусти, ни безудержного смеха, которые цепляли нас, детей прошлого, за живое.
Почему так? Дело в том, что секрет старых фильмов был не в совершенстве картинки, а в их человеческом измерении. Они говорили с ребёнком на равных, не боялись быть немножко наивными, трогательно нелепыми и оттого - абсолютно честными. В них была магия доверия: зритель верил в деревянного мальчишку Буратино и пушистого найдёныша Чебурашку. В эти фильмы тогда создатели вкладывали частичку настоящего детского мироощущения - с его страхами, радостями и беззащитностью.
А сейчас эту магию подменили глянцевой эмоциональной безопасностью. Ничего слишком страшного, ничего слишком печального - только управляемые, предсказуемые эмоции по сценарному шаблону. Как часто после похода в кино с детьми сейчас вы на вопрос "Ну, как фильм?" отвечаете — "На разок посмотреть"?
Давайте честно. Современные ремейки детских фильмов – не что иное, как продукт, в первую очередь, для взрослого кошелька. Их цель - не растрогать, а удержать внимание зрительской массы.
И самое смешное, что этот продукт (не поворачивается язык назвать это кинофильмом, если честно), лишённый детской души, пытаются "скормить" ностальгирующим взрослым. Ведь последний, конечно, поведет свое чадо в кинозал – посмотреть на проверенного временем "брендированного героя".
Ничего личного — просто деньги. Вот простой пример: по данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), бюджет кинокартины "Чебурашка 2", снятой режиссёром Дмитрием Дьяченко, составил 1 499 492 792 рубля. Премьера фильма состоялась 1 января, и уже в период новогодних праздников кинолента вышла на рекордные кассовые показатели. По информации на 20:15 по московскому времени в среду, 14 января, общие сборы картины составили 5 106 692 983 рубля. Впрочем, и рецепт такого "успеха" вполне показателен: а больше в кинотеатрах, о чём и говорит народ (почитайте ещё раз комментарии выше), ничего особо не показывали.
Надо понимать, что эти фильмы не станут вечными спутниками нового детства, а их цитаты не уйдут в народ. Все потому, что эмоции после просмотра этого продукта у зрителей пропадут сразу же на выходе из кинотеатра.
Да, детские сказки сейчас кормят отечественную индустрию, но совершенно точно – не душу зрителя. Собственно, в этом и есть главная их проблема.
*Внесён в России в реестр иноагентов.
Свежие комментарии