В день 100-летия со дня трагической гибели Верховного правителя России, выдающегося полярного исследователя, героя двух войн адмирала Александра Колчака беседуем со сценаристом, публицистом, заслуженным деятелем искусств РФ Еленой Чавчавадзе, предваряя премьеру её документального фильма "Золото Колчака", которая состоится 9 февраля на канале "Россия 1" после программы "Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым".
Царьград: Елена Николаевна, ваш фильм переворачивает в голове картину сибирских событий Гражданской войны, иностранной интервенции и роль в них Колчака – даже у тех, кто кое-что читал об этом и не ориентируется только на советскую интерпретацию…
Елена Чавчавадзе: Самое интересное, что это во многом произошло и у меня, хотя я и не первый год занимаюсь этим периодом. Мы шли за документами вслед, а не придерживались какой-то готовой концепции. Я сама просто не ожидала, что найдём такие серьёзные, неизвестные не только широкой публике, но и историкам документы – и в архиве Госдепартамента США, и даже в Иркутске – в Государственном архиве Иркутской области. Можно сказать, что Господь нас вёл, а может, и сам Александр Васильевич с того света помогал. Вот что интересно: иркутяне выпустили книжечку, посвящённую как раз этому периоду – аресту Колчака и судьбе золота. Но ключевые документы они почему-то не опубликовали. А наша группа фотографировала подряд все бумаги. И когда я уже в этой куче разбиралась, то вдруг обнаружила документ о Томском тайном совместном заседании, на котором представители самых разных сил фактически решали судьбу Колчака, завязав это с буферной Дальневосточной республикой, идею создания которой активно продвигали Ленин и Троцкий. Представляете?!
Елена Чавчавадзе. Фото: pravoslavie.ru
Ц.: Само название "Золото Колчака" было продиктовано найденными документами или вы специально сконцентрировались на этом пункте, как на некоем оселке, проясняющем подноготную событий 1920 года?
Е.Ч.: Название было сознательно выбрано ещё на уровне подготовки заявки для телеканала, как своего рода провокационное, привлекающее к многогранной теме Колчака как последнего легитимного хранителя золотого запаса Российской Империи. Хотелось очень спокойно, обстоятельно, а главное – "документально" поговорить со всеми зрителями, в том числе негативно относящимися к деятельности адмирала.
Ц.: Колчаку ведь инкриминируют чуть ли не похищение этого запаса, раздачу его белочехам, американцам, японцам. При этом некоторые с пеной у рта утверждают, что он был агентом британской разведки, привёл в Россию интервентов.
Е.Ч.: Все эти мифы, недоразумения и прямые поклёпы мы подробно, насколько позволяет хронометраж фильма, опровергаем на основании документов. Насчёт его "службы" английской королеве. Большевистский переворот Колчак застал, будучи в военной командировке в США. И видя, что новая власть пошла на сговор с немцами, он решает продолжать выполнять свой воинский долг в составе армии союзника России – Великобритании в качестве военно-морского офицера. О чём и подаёт рапорт. Но пока он плывёт на пароходе в Россию, приходит извещение, что флот Её Величества в услугах русского адмирала не нуждается. Вот и вся "британская служба!" Он вообще с некоторыми офицерами хотел поначалу ехать во Францию воевать в составе Русского экспедиционного корпуса. Но в пользу Великобритании сделал выбор из-за английского языка, который знал лучше французского.
Ц.: В своём фильме вы также опровергаете миф, что адмирал был среди тех военачальников, кто предал царя в феврале 1917-го.
Е.Ч.: Александр Васильевич был человек глубоко верующий, безусловный монархист, что бы там ни писали современные его, так сказать, "патриотические" хулители. Он единственный из офицеров высшего командования армии и флота не подписал телеграммы Николаю II с просьбой об отречении.
Вокруг этой незаурядной и трагической личности, истории с русским золотом, политических и военных событий за Уралом наворочены целые горы лжи, в которой были заинтересованы отнюдь не только большевики. За российским золотом ведь охотились самые разные силы – начиная с чехов, кончая представителями Антанты, Соединённых Штатов, Японии, ну и большевики, конечно.
Александр Васильевич Колчак был единственнм из офицеров высшего командования армии и флота, кто не подписал телеграммы Николаю II с просьбой об отречении. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress
Нас, кстати, скоро ожидает выход очень серьёзной исследовательской работы Александра Георгиевича Мосякина – "Золото Российской Империи и большевики", в трёх томах которой впервые публикуются уникальные документы по этой теме. И хотя мы, конечно, пользовались его консультацией и помощью, но вели своё, совершенно независимое исследование, обнаружив в архивах некоторые письменные свидетельства, которых нет у Александра Георгиевича. Именно они позволяют связать арест и выдачу Колчака чехами с деятельностью сил, которые Иван Александрович Ильин называл мировой закулисой. После того как адмирал отказался играть по правилам, которые навязывали ему так называемые союзники, а именно помочь переправить русское золото в западные банки, его судьба была предрешена.
Ц.: То есть Александр Васильевич в той заварухе мог бы остаться живым?
Е.Ч.: Конечно. Он остался бы жив, если бы не вернулся на родину из командировки. Да и потом у него было много шансов отсидеться в администрации где-то, не принимать верховного командования, ответственности за золотой запас Империи. А он сознательно шёл на борьбу, зная, чем рискует, – и вот этим он очень для нас понятен. Это типаж русского морского офицера… Вся его предыдущая жизнь, всё то, что он сделал для России, вылилось в этот порыв навести порядок в стране, привести её к победе в Первой мировой войне. Война же на самом деле продолжалась. Это большевики объявили её законченной, выполняя свои обязательства перед германским генштабом. А потом они же после поражения Германии переключились на тесное сотрудничество с США, американскими банковскими кругами. Сложнейший узел событий оказался завязан вокруг адмирала и золотого запаса. Многие бывшие его соратники в своих воспоминаниях пишут и о вспыльчивости, и об ошибках адмирала, но давайте вспомним, что его, как и других офицеров, не готовили к политической борьбе, их готовили к защите Родины. Говорят о его личных преступлениях, но у него не было ни одного приказа о внесудебных расправах, экзекуциях…
Ц.: Говорят обычно о виселицах, о том, что его именем в Сибири детей пугали.
Е.Ч.: Если мы будем повторять эти большевистские пропагандистские байки, то далеко не уйдём. Любой более или менее профессиональный историк, который занимается этим периодом, вам предъявит столько преступлений большевистских! Да, жестокости Гражданской войны – это страшно, но сравните это с тем, что творила ЧК в Киеве и других городах, как Бела Кун и Розалия Землячка безоружных офицеров в Крыму расстреливали… Колчак же защищал право тех же крестьян на собственность, но на свою, не награбленную. В составе Русской армии Колчака были ижевские и воткинские рабочие, восставшие против беспредела большевиков.
В гражданской войне героев не бывает. Фото: Scherl / Globallookpress
Я согласна, в гражданской войне героев нет, но есть подлецы, а им Колчак точно не был.
Потрясающее чтение – это так называемый допрос Александра Васильевича, который на самом деле не допрос никакой, а беседа двух людей. Время от времени заходили будущие расстрельщики, смотрели, как идёт дело. По факту просто тянули время, чтобы сговориться с чехами и с представителями эсеровского Политцентра об условиях сдачи Колчака и судьбе золота.
Дальневосточная республика была давней ленинской задумкой. Рядом с Лениным находился Борис Рейнштейн – приехавший из Америки теневой советник, как полковник Хаус у президента Вильсона. Он был тесно связан с Троцким и возглавлял в Совнаркоме отдел пропаганды мировой революции. И это буферное государство было создано не для того, "чтобы избежать военного конфликта с интервентами", как писалось в советских учебниках, а чтобы сохранить связь с западными банками после ухода американцев и японцев. Были созданы условия, чтобы в течение года чехи могли спокойно эвакуироваться, отправив на своих кораблях ценности, которые им разрешили вывозить большевики в обмен на признание их власти и сдачу адмирала Колчака. И не одного его. Они высадили из эшелонов отряды генерала Каппеля, раненых русских, которых потом добивали, и их семьи, эвакуировавшиеся из Омска. Чешских генералов – Сыровы и Гайду просто купили. Ведь именно американцы контролировали тогда весь Транссиб, используя чехословацкий корпус как подручных. В конце концов золото чехи отдали большевикам в обмен на беспрепятственную эвакуацию и вывоз награбленного. Мы ещё в 2007 году говорили об этом в фильме "Злата Прага и её русский блеск".
Были созданы условия, чтобы в течение года чехи могли спокойно эвакуироваться. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress
Ц.: Почему большевикам было необходимо договориться с американцами?
Е.Ч.: Большевикам критически важно было получить золотой запас России, хотя бы и неполный, чтобы остаться у власти. Они фактически откупились им от зарубежных интервентов. Вот, скажем, высадка английских войск в Архангельске, которую некоторые пытаются связать с Колчаком. А на самом деле есть документы, согласно которым они вошли в Россию с ведома большевистской верхушки и молчаливого их попустительства.
С англичанами, например, договорились о том, что те выступят против армии генерала Юденича, наступавшей на Петроград. Заключив похабный Брестский мир с немцами, они готовы были, чтобы удержаться у власти, расплатиться с противниками из Антанты чем угодно – концессиями на разработку природных богатств, золотом, национальными художественными ценностями. В Смольном, а затем в Кремле спокойно разгуливали посланцы мировой закулисы – французский разведчик Жорж Садуль, английский Джордж Хилл и другие.
Ц.: В вашем фильме весьма зловещую роль играет командующий генерал Морис Жанен, назначенный в 1919-м главнокомандующим союзными войсками в Сибири и на Дальнем Востоке.
Е.Ч.: Да, ведь он фактически предал и Александра Васильевича, и Русскую армию, которая считала, что они под командованием адмирала Колчака воюют против большевиков как союзников немцев. Его прозвали позже "генерал без чести". Жанен был уязвлён и оскорблён нежеланием Верховного правителя России подчиниться ему как координатору "союзников", его отказом передать им "на сохранение" золотой запас. Но дело в итоге, конечно, было не в личных чувствах. Жанен подчинялся верховному совету Антанты, а тот был весь уже под американцами, с которыми большевики навели мосты "взаимопонимания". Так что французскому генералу просто приказали сдать русского адмирала, мешавшего "большим людям" за океаном.
Ц.: Какие ещё малоизвестные документы вы обнаружили в процессе подготовки фильма?
Е.Ч.: Потрясающий документ – это изложение разговора генерала Уильяма Сиднея Грейвса, командующего американским экспедиционным корпусом в Сибири, с эсером Евгением Колосовым – представителем иркутского Политцентра, поднявшего восстание против власти Колчака: "Свяжитесь с большевиками – без них Америка не мыслит будущего правительства России".
Американского генерала очень любят цитировать наши доморощенные хулители Колчака. Ведь Грейвс сразу понял, что адмирал не пойдёт к нему – ни в подчинение, ни на компромисс с американцами, которых Колчак прямо называл оккупантами, грабящими и терзающими Россию. Из документов, например, следует, что тот же Грейвс координировал распределение матпомощи и даже оружия между большевиками и сибирскими партизанами.
Ц.: Наверное, вскрытие подобной правды неудобно и сегодня многим?
Е.Ч.: Думаю, да. Люди, называющие себя профессиональными историками и считающие себя при этом патриотами, некритически читают и цитируют мерзейшие воспоминания генералов Жанена и Грейвса, где Колчак поливается от начала до конца, вставляют всё это потом в свои работы, не понимая, что им просто подбросили наживку с крючком.
Ожидаю ли я нападок после фильма? Безусловно. Практически каждый наш фильм вызывает припадки у представителей необольшевизма, которые не прочь устроить новую гражданскую войну. Вот недавно представитель КПРФ (случайно увидела в ток-шоу на НТВ) сказал, что "до власти можно достучаться только прикладом автомата". Вы понимаете? Даже ведущие содрогнулись.
Свежие комментарии