В России разгорается дискуссия о влиянии нравственности на бизнес и экономику. Импульс этому обсуждению дало резонансное интервью Патриарха Кирилла. Вновь раскрылась ложь, "порождённая эпохой Просвещения", указал Владимир Легойда.
Экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько в беседе с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой на полях ПМЭФ-2025 обратил внимание на резонансное интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое было дано газете "Коммерсантъ".
В этом разговоре Предстоятель Русской Православной Церкви затронул не только вопросы демографии и социальной справедливости, но и тему ответственности бизнеса перед обществом, перед государством.
По мнению Патриарха Кирилла, среди критериев оценки эффективности экономики должны быть не только сухая выгода и практичность, но также этичность, духовная польза для граждан. Существует опасная иллюзия: будто мораль и прибыль — несовместимы, и что ради денег можно временно отступить от нравственных норм. Но в действительности безнравственный подход к экономике в итоге приводит к деградации среды, оттоку талантов и росту социальных проблем.
Например, предприятия, ориентирующиеся исключительно на развлечение, деградацию вкусов и эксплуатацию вредных привычек (предположим, индустрия азартных игр), может быть, зарабатывают на первом этапе, но затем теряют доверие и разрушают общественное пространство.
В противовес этому Патриарх Кирилл ставит бизнес, который ориентирован на созидание: вкладывается в образование, здравоохранение, инфраструктуру, улучшение качества жизни. Такой подход приносит пользу и обществу, и самому предпринимателю в перспективе.
Дискуссию, инициированную Предстоятелем Русской Церкви, поддержал Владимир Легойда:
Я думаю, идея Патриарха Кирилла заключалась в том, чтобы задать ценностное измерение вопросам бизнеса.
Показать, что экономика – это не нечто самодостаточное, отделённое от морали.Собеседник "Первого русского" указал, что это интервью было важно для восстановления целостного взгляда на человека и общество. Церковь не притягивает мораль к экономике искусственно – речь идёт о восстановлении утраченного единства:
Я недавно вспоминал фразу социолога Питирима Сорокина: по воскресеньям человек верит в Бога, а в остальные дни – в фондовую биржу. Но ведь мы должны верить в Бога и тогда, когда находимся на фондовой бирже. Вот об этом, мне кажется, было интервью.
Отдельно Легойда указал на опасные последствия мировоззрения, укоренившегося в эпоху Просвещения. Речь идёт о представлении, согласно которому вера якобы должна оставаться делом частным, не имеющим отношения к общественным и политическим вопросам.
Это представление, что вера – это исключительно частное дело, является ложью, порождённой эпохой Просвещения. Тогда нам пытались сказать: у вас, Церкви, есть ваша оградка – внутри что хотите, то и делайте, но как только вы выходите за эту ограду, то вы забываете о том, что вы христиане,
– напомнил собеседник Царьграда.
По мнению Владимира Легойды, такой подход до сих пор влияет на мышление людей, хотя и подаётся в новых формах. И именно с этим должен быть связан главный акцент: без мировоззренческой основы невозможно говорить ни о политике, ни об экономике, ни об образовании.
Мы подчёркиваем: так не должно быть. Как можно обсуждать устройство общества, не опираясь на фундаментальную мировоззренческую базу, которая должна лежать в основе всех сфер жизни?
– подытожил представитель Русской Церкви.
Свежие комментарии