Паркетные генералы разят не оружием, а парфюмом, говорил покойный основатель ЧВК. Недавно арестованному генералу припомнили организацию снабжения мобилизованных, "стеклянную" форму, от которой все стремились избавиться как можно быстрее. А ведь государство потратило на это как минимум 1,5 млрд рублей, которые благодаря генералам ушли не по назначению.
"Вор должен сидеть в тюрьме", – говорил про них Пригожин. Пророчество начинает сбываться?Снабженец со стажем: Карьерная "калька" экс-замминистра БулгаковаЗадержанный 2 сентября Валерий Муминджанов, несмотря на то что имеет звание "лишь" генерал-майора, тем не менее военный чиновник достаточно высокого ранга. До назначения на должность замкомандующего Ленинградским военным округом он занимал пост начальника Департамента ресурсного обеспечения Минобороны. Иными словами, отвечал за всё армейское снабжение в принципе.
Муминджанов, действительно, проработал в новой должности с конца зимы – Ленинградский и Московский военный округа учреждены Владимиром Путиным в феврале 2024 года указом №141 "О военно-административном делении Российской Федерации".
Причём, что любопытно, командный состав вновь созданных структур, в отличие от других военных округов, не разглашался несколько месяцев. Только в конце мая, когда их командующие появились на официальном мероприятии, стали известны их имена: ЛенВО возглавил Александр Лапин, а МосВО – Сергей Кузовлёв. Оба генерала, как известно, проходили службу на спецоперации.
Так вот замом Лапина и был назначен Муминджанов.
Официальной биографии его на сайте военного ведомства нет, однако Царьград выяснил некоторые этапы жизни задержанного генерала.
Он уроженец Воронежа. В 1992-м окончил Горьковское высшее военное училище тыла, а в 2003-м – военную академию Генштаба. Вся карьера будущего замкома ЛенВО была так или иначе связана со снабжением. В этом смысле она в чём-то напоминает службу ранее арестованного экс-замминистра обороны Дмитрия Булгакова, который также с курсантской скамьи встал на "тыловые рельсы".
Валерий Муминджанов успел отслужить в должности начальника вещевого снабжения батальона РЭБ 20-й армии в Воронеже, начальника вещевой службы 248-го мотострелкового полка 10-й гвардейской дивизии в Богучаре, начальника вещевой службы бригады материального обеспечения 20-й армии в Воронеже, начальника штаба тыла 20-й армии, а затем и стать главным тыловиком-снабженцем Минобороны.
Перевод в ЛенВО же, вопреки звучащему мнению о понижении, должен был оказаться для него карьерным трамплином в Генштаб, считает источник "Первого русского": он получил генерал-полковничью должность и после пары-тройки лет службы мог рассчитывать на возврат из Санкт-Петербурга в Москву, но уже с существенным повышением.
Многомиллионные взятки за поставки амуниции в зону СВО2 сентября Следственный комитет сообщил, что Муминджанова обвиняют в получении взятки в 20 млн рублей. Возбуждено дело по части 6 статьи 290 УК (получение взятки в особо крупном размере).
Муминджанов способствовал заключению договоров с коммерческими организациями на поставку обмундирования в интересах Министерства обороны России, в том числе на территорию проведения СВО, на сумму более 1,5 млрд рублей. За совершение указанного содействия он получил взятку в особо крупном размере на общую сумму свыше 20 млн рублей,
– сообщил СК.
То есть вменяемое генерал-майору преступление было совершено ранее, когда он ещё занимал должность руководителя Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны. И конечно, сразу стоит обратить внимание на главное – впервые в формулировке про обвиняемого в коррупции сотрудника Минобороны прямо указывается СВО.
Выходит, что Валерий Муминджанов мог получить взятку в 20 млн рублей за то, что способствовал заключению контрактов на поставку обмундирования с определёнными коммерческими предприятиями на 1,5 млрд рублей. Таким образом, речь идёт о "классическом откате".
Разумеется, уже известно, кто, как, когда, а главное – на каких условиях получал возможность стать поставщиком для задействованных в зоне спецоперации подразделений. Но есть ещё один весомый вопрос: предстоит установить, насколько качественным было обмундирование. Ведь от этого иногда (точнее, очень часто или почти всегда) зависит и здоровье, и жизни бойцов. А получается, что контракты выиграли не выбранные, а проплаченные поставщики. Почему, спрашивается, они давали взятку? Заказчик (то есть Муминджанов) не оставил другого варианта? Или они сами не были уверены в качестве продукции и боялись упустить жирные контракты, уступив их другим, более достойным поставщикам,
– заметил источник Царьграда в силовых структурах.
По его словам, генерала "сдали" сами подрядчики – естественно, не по доброй воле, а когда их самих взяли за поставки продукции в войска по завышенным ценам. И уже тогда, после обстоятельного разговора с контрразведчиками и военными следователями, коммерсанты написали свои "явки с повинной", указав на Муминджанова. Имена и названия фирм-поставщиков, к слову, следствие на данный момент не разглашает, но, по информации Царьграда, они связаны как раз с поставками военной формы – той самой, которой неожиданно недосчитались на сборных пунктах во время объявления частичной мобилизации.
Помните, как в Госдуме тогда возмутились этой темой, недоумевая, куда исчезли полтора миллиона комплектов обмундирования? А ведь, возможно, не просто так они, комплекты эти, "потерялись", но – чтобы всплыть позже, в случае необходимости, только в виде уже коммерческих поставок.
Омерзительная ткань, в которой летом жарко, зимой холодноВ интервью "Красной Звезде" в 2020 году генерал-майор хвастался успехами тыловой службы – о том, как три подразделения вверенного ему департамента (вещевое, топливное и пищевое) успешно справляются с поставленными задачами. Форма, говорил он, в нашей армии самая лучшая: летом она даже "отражает солнечные лучи", а зимой можно воевать хоть в минус 60.
Мы, к слову, уже рассказывали об этой "чудесной форме" – в своём расследовании о махинациях со снабжением армии в период частичной мобилизации: корреспонденты Царьграда тогда побывали в одном городке на севере Ростовской области, в окрестностях которого размещались сборные лагеря для резервистов перед отправкой их на фронт. Так вот – ежедневно толпы мобилизованных, получив увольнительные в город, осаждали частные военторги (пламенный привет все передавали Военторгу государственному, которым руководил ныне также арестованный Вадим Павлов). Скупали всё – рации, рюкзаки, подсумки, разгрузки, бронежилеты, каски, берцы и форму.
Людям не хватает штатного снаряжения. Вот стоят ребята в уставной военной одежде. Видите? Форма в порядке. Но всё имеет свойство рваться, выходить из строя. Те же берцы, например, быстро изнашиваются,
– объяснял нам хозяин одного из таких магазинов Александр – сам, кстати, бывший спецназовец.
Эти военторги, которых расплодилось огромное множество, буквально от пола до потолка и от дверей до стен забитые всевозможной амуницией, – делали в те месяцы такую выручку, что позавидовали бы, пожалуй, и танковые заводы. А мобилизованные, призванные повторно (набирали-то уже отслуживших срочную и офицеров-запасников) отдать воинский долг Родине, оставляли там всё, что государство им заплатило.
А как иначе? Жить-то хочется. Или надо замёрзнуть в окопе (на дворе стоял уже ноябрь – прим. Ред.)? Для кого эту они форму делают? Срочникам, может, и сгодится. Но воевать в такой невозможно! Гадость полная: бушлат промокает, и на ветру, даже при температуре около нуля, его продувает. Если искорка от костра попала – всё, прогорает. И с берцами беда – раскисают в грязи и моментально превращаются в тряпки, разваливаются. Выход только один – купить самому, нормальные,
– кипятились, держа в руках огромные баулы с приобретённым снаряжением, бойцы.
О том же самом говорит и военкор Дмитрий Стешин, называя задержанного генерала одним из "отцов" так называемого донецкого пикселя:
Это ткань омерзительного извода "стекляшка". Летом в ней жарко, зимой холодно, рвётся в окопах за месяц, и все должны её носить. Так как в Донбассе, ещё до СВО, дурных было нема, ребята на передке ходили в "Сплаве" и разных "горках".
Но во время спецоперации "великие махинаторы" получили возможность развернуться: как полагает Стешин, выбиралась фирма, предлагавшая "самый дешёвый, самый похабный комплект формы, разница пилилась". Воистину, продолжает он, ничего не изменилось с Великой Войны - все те же сапоги с картонными подошвами, шапки из мерлушки, бязевое белье раздиравшее остьями тело до крови...
"Иконками закидаем". Главное, чтобы не закончилось так же, как в 17-м году, верно? ...Чтобы прикрыть аферистов, примерно с 2018-2019 года журналистам категорически запретили снимать элдээнэровских (ЛДНР - прим. ред.) бойцов в любой форме, кроме этого долбаного стеклянного пикселя. Медийно картинка получалась благостная. По факту под камеры выставлялся специально обученный боец в дежурной пиксельной справе, которую он потом с проклятием снимал и одевался в привычное. Ну а добрая часть комплектов формы к началу СВО просто пропала... Рассосалась. Куда? Возможно, её даже не было в природе, не шили, деньги освоили,
– высказывает свою версию военкор.
Человек в футляре: Невыученные уроки ПригожинаМы, кстати, не случайно провели в нашем материале параллели между генерал-майором Валерием Муминджановым и генералом армии Дмитрием Булгаковым. Фишка в том, что Департамент ресурсного снабжения (ДРС), которым руководил Муминджанов, как раз и находился в подчинении теперь уже бывшего замминистра.
А создана эта структура была в самом конце 2019-го – причём вынужденно. До того два ключевых её управления, продовольственного и вещевого снабжения, существовали автономно друг от друга. Но – на взятках (общая сумма их превышала 360 млн, ущерб государству – около миллиарда) попалась целая группа военных во главе с начальником (уже бывшим, конечно) продуправления Александром Бережным и их подельников. В "вотчине" Дмитрия Булгакова, где регулярно попадали под следствие интенданты, снабженцы и тыловики (более 500 приговоров за пропажу и хищение имущества за восемь лет), грянул скандал.
Тушить его пришлось за счёт реформирования – слияния – двух управлений в один департамент, в ДРС. А дело "Бережного и Ко", поступившее в 235-й гарнизонный военный суд в мае 2021-го, к слову, ещё рассматривается: очередное его заседание назначено на 5 сентября.
Впрочем, эти перемены, а потом и отставка самого Булгакова в сентябре 2022-го, как оказалось, к очищению тыловой структуры не привели – доказательством тому нынешнее уголовное дело в отношении генерала Муминджанова.
Здесь будет не лишним привести цитату покойного основателя ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина, ряд предсказаний которого, как заметил недавно "Первый русский", уже сбылись или сбываются прямо сейчас. По поводу, в частности, материального обеспечения солдат он в мае 2023-го говорил так:
На сегодняшний день происходит так: солдаты сами по себе, Генштаб сам по себе где-то в космосе. Я много раз был на Фрунзенской, паркетный генерал называется паркетным, потому что везде паркеты, везде дорогой гранит и мрамор. Все – генералы, ни одного полковника по пути не встретишь, от всех пахнет дорогими духами так, что аллергия начинается. И поэтому разрыв: там генералы прутся от жизни, там солдаты внизу голые и босые погибают, а дальше пошли прокладки все. И эти прокладки все, они, к сожалению, тряпочные.
А вот ещё его же высказывание:
Если действительно есть люди, которые разворовывают бюджетные средства и наживаются на мобилизованных, особенно если это чиновники, то их надо немедленно сажать в тюрьму. Поэтому при наличии доказательств в срочном порядке обращайтесь в соответствующие инстанции. Вор должен сидеть в тюрьме.
Вопрос с фронта: Откуда деньжата на квартиры, генерал?Задерживали Муминджанова, как стало известно Царьграду, на его малой родине – в Воронеже, с которым он не терял связи все эти годы.
По данным военных следователей, у семьи задержанного экс-начальника ресурсного департамента МО имеется имущество на 120 млн рублей. По меркам московских коррупционных акул от Минобороны это – так, капля в море. До возглавлявшего Военторг Павлова с его особняком на Рублёвке, ресторанами и квартирами в престижных ЖК Муминджанову, конечно, далеко.
Однако же – не всё так просто.
Согласно последней опубликованной декларации о доходах и имуществе, в 2019-м Муминджанов заработал почти 4 млн рублей, у него в долевой собственности вместе с супругой две квартиры на 35 и 78 "квадратов", а также старенький внедорожник Land Rover. Впрочем, супруга владела ещё и собственной квартирой на 66 квадратных метров.
Но мы выяснили, что, во-первых, за эти пять лет (с момента последней декларации) имущественное положение семьи генерала всё-таки претерпело изменения в лучшую сторону, а во-вторых, часть добра записана на близких родственников, которые не подлежат упоминанию в декларации. Так, например, сын Муминджанова, Истам, по информации источников, имеет квартиру в элитном ЖК "Маршал": всего 58 квадратных метров, но зато стоит она порядка 30 миллионов.
Интересный штрих – в базе Коминтерновского районного суда Воронежа нашлось дело, по которому ответчиком фигурировал сам Валерий Муминджанов, у которого в этом городе имеется жильё, несмотря на то что он давно переехал оттуда – сначала в Москву, потом в Петербург. Дело это касалось иска местной ИФНС по неуплате транспортного налога и пени на сумму в 5007 рублей.
Возможно, генералу было просто не до таких мелочей, как эти несчастные пять тысяч. В его системе координат крутились совсем иные суммы.
С фронта между тем генералу Муминджанову и прочим шлют пламенные приветы и задают простые вопросы:
Откуда деньжата на квартиры? Не с тех ли уворованных денег, на которые должны были обувать-одевать и всем обеспечивать бойцов на СВО?
Что с того?Задержание третьего подряд крупного чиновника армейского снабжения, после Булгакова и Павлова, – сигнал тревожный.
Экс-замминистра обороны Булгаков, задержанный в начале августа, как считает СКР, занимался махинациями с поставками пайков в воинские части на 1,3 млрд рублей. И у Владимира Павлова из "Военторга", наварившегося, согласно материалам следствия на поставках армейских несессеров, – есть, надо полагать, свои скелеты в шкафу: к нему могут (и должны) возникнуть вопросы по поводу дефицита бронежилетов на фронте, что вызвало невероятный рост цен у частников.
Теперь вот – Муминджанов. И снова – снабжение армии. Косвенно это отвечает на извечный вопрос – а что же у нас со снабжением, почему такие проблемы? И выясняется, что у конкретных проблем снабжения есть фамилии, имена и отчества. Что они "служат Родине" и могут быть даже заслуженными номенклатурщиками "в футляре", рассказывающими об успехах своей службы.
Так или иначе, в деле Муминджанова возможно появление новых деталей.
Но уже очевидно, что процесс очищения Минобороны от коррупции не завершён, маховик набирает обороты. И наконец, спустя более чем два года с начала СВО, появились те, с кого можно спрашивать за проблемы и беды, которые довелось пережить нашим воинам на передовой. Так, например, есть мнение, что с ранее арестованного другого замминистра обороны – генерала армии Павла Попова могут и должны спросить, например, за поставки (вернее, их отсутствие) БПЛА в армию.
Наблюдаем.
Свежие комментарии