Инфляция скоро покажется ерундой. России угрожает стагфляция. ЦБ готовит роковое решение, которое может окончательно добить экономический рост, заметил Владимир Осипов. Он обозначил главный просчёт финансового регулятора.
Складывается впечатление, что сейчас экономика России находится на распутье. И непонятно, в какую сторону она будет двигаться дальше.
На это обратил внимание в программе "Царьград. Главное" ведущий телеканала Никита Комаров.До июля текущего года казалось, что всё развивается более или менее нормально. Оптимизм и у граждан, и у компаний, даже несмотря на высокий уровень ключевой ставки, сохранялся. Многие считали, что нынешняя жёсткая политика Банка России – временная история.
Казалось, скоро вновь настанут те времена, которые у нас были не так давно, в 2022-2023 годах, когда ставка сначала резко взлетела, а потом относительно быстро спланировала вниз – даже ниже изначального уровня. Однако в последнее время мы наблюдали планомерный рост "ключа" до 18%, при этом звучала тревожная риторика ЦБ: показатель может быть поднят ещё выше.
В связи с этим сейчас мало кто делает прогнозы больше чем на полгода вперёд. О том, что происходит с экономикой России и чего ожидать хотя бы этой осенью, в эфире "Первого русского" рассказал заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью МГУ, доктор экономических наук Владимир Осипов.
"Нынешняя инфляция неоднородна"Эксперт напомнил, что у Центробанка есть целевой показатель по инфляции в 4%, к которому он настойчиво стремится:
Если инфляция превышает 9%, что, соответственно, надо делать? Повышать ставку рефинансирования. В принципе, это абсолютно монетаристский подход. Но есть проблема. Она состоит в том, что нынешняя инфляция неоднородна с точки зрения своих проявлений, с точки зрения источников возникновения.
Собеседник Царьграда пояснил, что инфляция бывает как монетарного, так и немонетарного характера, и если мы имеем дело с первым вариантом, если ранее активно печатались деньги, то нужно повышать ставку рефинансирования, чтобы сократить возможности использования этих средств в экономике:
Это, соответственно, монетарный инструмент. Но инфляция может носить и немонетарный характер. Так, она может быть вызвана, например, ростом расходов так называемых естественных монополий. А сегодня мы с вами видим повышение цен на бензин, причём достаточно существенное. Мне кажется, именно этот фактор как раз и вызвал ту самую инфляцию, которую мы с вами сейчас наблюдаем. А бороться с немонетарной инфляцией монетарными инструментами несколько странно. И, кстати, про удорожание бензина Центральный Банк старается не говорить…
"Главная история, которой должен заниматься ЦБ"Осипов добавил, что когда в стране не хватает рабочих рук, работодатели вынуждены поднимать уровень оплаты труда. Причём это делают даже те, кто в принципе не планировал повышение зарплат.
Просто для того, чтобы удержать своих сотрудников на местах. Рост доходов повысил благосостояние населения, и это вызвало дополнительный спрос на повседневные товары длительного пользования. И в этом Банк России видит причину инфляции, с которой пытается бороться,
– подчеркнул экономист.
Регулятор делает это путём удушения спроса. Для этого ЦБ и продолжает задирать ключевую ставку. И, к сожалению, на данный момент Центробанк полностью погружён в битву с потребительским спросом внутри России, поскольку считает, что производство не поспевает, наша экономика слишком перегрета, из-за чего якобы следует ограничивать доступность кредитных ресурсов.
Но, на мой взгляд, Центральному банку необходимо сегодня не повышать ставку рефинансирования, а бороться за то, чтобы обеспечить нашей стране доступность международных платежей. Вот здесь, мне кажется, кроется сейчас ключевая роль ЦБ. Банк России много для этого делает на самом деле, но всё ещё недостаточно,
– считает собеседник "Первого русского".
Владимир Осипов обозначил первоочередные меры, которые следует наконец принять регулятору, чтобы стабилизировать систему расчётов в рамках торговли с другими странами:
Это, конечно, и введение цифрового рубля. Это и организация платформы BRICS Bridge, которая, собственно говоря, и должна обеспечить международные платежи между государствами БРИКС и другими странами, которые захотят присоединиться к этой платёжной системе. Она не будет зависеть от США и их союзников и, соответственно, не сможет подвергнуться санкционному давлению. Вот главная история, которой сегодня должен заниматься наш ЦБ.
Инфляция издержекРегулятор, однако, упускает из виду то обстоятельство, что правительство субсидирует достаточно большое количество предприятий и даже целых отраслей.
Допустим, строительный сектор до недавнего времени поддерживался очень активно. И фактически повышение ставки рефинансирования закладывается в издержки даже в той ситуации, когда на самом деле предприятия не пользуются кредитами. Вы понимаете, в чем всё дело? То есть сегодня по статистическим выкладкам где-то примерно 60% инвестиций, которые совершаются малыми и средними предприятиями, совершаются за счёт собственных средств или привлечённых, но в любом случае не кредитов,
– указал экономист.
Это говорит о том, что, когда повышается ставка, все остальные компании, даже те, которые не пользуются кредитами, закладывают этот фактор в итоговые цены на свою продукцию.
Почему? Везде цены растут – ну и я, дескать, подниму. Понимаете, в чем всё дело? И получается, что Центральный банк, повышая ставку рефинансирования, таким способом подстегивает инфляцию, а не борется с ней. Это называется инфляция издержек,
– объяснил эксперт.
По его мнению, не исключено, что нынешняя инфляция скоро покажется ерундой, поскольку ЦБ, судя по всему, готовит роковое решение. Если оно будет принято (а намёки главы регулятора Эльвиры Набиуллиной свидетельствуют о том, что будет), России угрожает стагфляция.
Повышение ставки рефинансирования может быть ещё более существенным. И в результате мы получим ещё более серьёзную инфляцию. Уже обсуждается повышение ставки до 20%. Это будет уже сверхжесткая денежно-кредитная политика, которая на самом деле добьёт экономический рост, но не даст того результата, который мы хотим. Мы получим стагфляцию,
– предрёк Осипов.
Он считает, что в условиях сегодняшних санкций бороться с инфляцией необходимо в первую очередь путём снижения давления, которое оказывают на экономику монополии:
Нужно бороться именно со злоупотреблениями своим монопольным положением. И, соответственно, следует последовательно обеспечивать права частной собственности. Снижение транзакционных издержек, борьба с монопольными проявлениями, защита прав частной собственности – вот эти три позиции, которые как раз предусматривает институциональная экономическая теория. Вот эти три проблемы нужно решать сегодня. А не просто повышать ставку рефинансирования.
Подробнее о перспективах динамики ключевой ставки в России – в видеоверсии программы "Царьград. Главное".
Напомним, программа "Царьград. Главное" выходит каждый будний день в 18:00. Не пропустите!
Свежие комментарии