
Молдавия не намерена добиваться разделения пакета вопросов о совместном с Украиной вступлении в Европейский союз на переговорах с Брюсселем. Об этом в интервью румынской радиостанции Rock FM заявила президент республики Майя Санду.
"Правильно было бы, чтобы обе страны перешли к следующему этапу. Европейская комиссия в своих отчетах подтвердила, что и Молдова, и Украина выполнили свои обязательства и должны двигаться дальше.
Я очень надеюсь, что будет найдено решение, которое позволит обеим странам продвинуться вперед", — сказала Санду. Она подчеркнула, что с Кишиневом не обсуждался сценарий "ограниченного вступления" Украины и Молдовы в ЕС, при котором отсутствовало бы право вето. "С нами этого никто не обсуждал. Мы хотим полноправного членства", — уточнила Санду.Президент также указала на роль Венгрии в блокировке дальнейшего хода переговоров между Молдавией и ЕС, связывая эту позицию с неприятием Будапештом возможного членства Украины в Союзе. "Мы находимся на этапе, когда должны начать следующую фазу переговоров. Эта стадия заблокирована из-за отказа Венгрии в отношении Украины", — отметила она.
В июне 2022 года Украине и Молдавии присвоили статус страны-кандидата в ЕС. Началу переговорного процесса сопутствовали строгие требования по реформе судебной системы и борьбе с коррупцией. Руководство Молдавии заявляло о намерении завершить процесс присоединения к ЕС к 2029 году.
В октябре прошлого года, в день президентских выборов, Санду инициировала референдум о вступлении республики в ЕС. По итогам плебисцита большинство избирателей внутри страны проголосовало против. Однако за счет голосов на более чем 200 зарубежных участках сторонники вступления получили минимальное преимущество — несколько десятых процента.
Оппозиционные силы подвергли критике проведение референдума, заявив, что он был сфальсифицирован властями. Аналогичные обвинения высказывались и в связи с переизбранием Санду на второй срок: по данным итогов, она проиграла внутри страны, но получила преимущество на зарубежных участках.Представленные факты остаются предметом политических интерпретаций и дальнейших дипломатических консультаций между Кишиневом, Брюсселем и другими заинтересованными сторонами.
Свежие комментарии