На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 739 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Медведев
    Если на Западе думали,что украинская авантюра их никоим образом не коснётся,то они глубоко ошиблись.Научная мысль ник...Удар по базе США ...
  • Сергей Медведев
    Можно и так сказать:идёт большая закулисная игра,народы,страны в этой игре являются разменными монетами.Миром правит ...Мигранты как бомб...
  • Михаил Еграшин
    Т.е. в России правители вообще ничего не решают, правят Лондон с Вашингтоном? Законы принимают и реализуют тоже они?Мигранты как бомб...

ЧОП: Частное охранное попустительство

Трагедия, которая произошла в последний день октября в детском саду «Сказка» в Нарьян-Маре, вновь подняла серьезнейший вопрос о компетенции тех людей, которым доверяется охрана образовательных учреждений – и, по сути, жизни и здоровья наших детей.

Халатность и безответственность

Всё случилось в тихий час, когда малыши мирно сопели в своих кроватках после обеда.

Как видно на записи с камер наблюдения, 36-летний Денис Поздеев, накануне крепко выпивавший, а наутро в качестве опохмела употребивший бутылочку валерьянки, гонимый какими-то «голосами» в его безбашенной голове, подходит ко входной двери детсада. Звонит в домофон. И – вуаля! – сотрудник местного охранного предприятия «Святогоръ» дистанционно, не выходя из своей служебной комнаты, где установлены мониторы наблюдения за территорией, открывает ему (потом он объяснит это тем, что принял убийцу Поздеева за одного из родителей).

Далее тот поднимается на второй этаж, пробует открыть одну дверь, затем отчего-то его внимание переключается на другую, он идет по коридору, шевеля губами. Но через некоторое время возвращается обратно и заходит внутрь – в спальню.

Одна воспитательница попыталась преградить ему путь, но тот её оттолкнул и подошел к одной из кроватей, – воспроизводит ужасные события Следственный комитет. – Вторая воспитательница побежала звать на помощь, а няня группы (!) привела охранника, завхоз нажала «тревожную кнопку». Однако к этому моменту мужчина уже причинил смертельное ножевое ранение шеи 6-летнему мальчику.

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Его скрутили на месте сами сотрудники садика и удерживали, пока не прибыла Росгвардия.

СКР возбудил два уголовных дела. Одно – против изверга, которому, впрочем, назначили комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в стационаре. Второе – в отношении сотрудника ЧОПа: ему инкриминируется «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей в возрасте до 6 лет, повлекших по неосторожности причинение смерти человека». Оба заключены под стражу.

Но самое страшное в этой ситуации то, что подобные случаи были и прежде.

Например, на входе в колледж в Керчи, где устроил бойню год назад Владислав Росляков (19 погибших, 50 раненых), сидела 67-летняя вахтерша, а охранник ЧОПа московской школы №263, в которой в феврале 2014-го десятиклассник Сергей Гордеев расстрелял несколько человек, просто не сумел оказать ему сопротивления, когда тот вломился с оружием в учреждение.

На охрану школ и детсадов скидываются родители

Российский рынок охранных услуг появился в далеком 1992-м, с принятием соответствующего закона, после чего ЧОПы начали плодиться, как на дрожжах. В первый год таковых появилось около шестисот, на следующий было уже более четырех с половиной тысяч, на третий – свыше шести тысяч.

На конец прошлого года, по официальным данным, в стране насчитывалось 19,3 тысячи частных охранных предприятий, штат которых составлял почти 2,4 млн человек (из них десятая часть, 258 тысяч – женщины).

Подавляющее большинство из них специализируется на физической охране (95%), при этом часть (две трети) оказывают также услуги телохранителей и предоставляют своих сотрудников в качестве стюардов для обеспечения порядка на массовых мероприятиях (менее 60%).

Плюс вневедомственная охрана, которая сейчас входит в структуру Росгвардии: на её долю приходится половина всех охраняемых объектов (более 370 тысяч, по информации самого ведомства), однако следует понимать, что её бойцы не сидят за пультом школ, детсадов, медучреждений и так далее. Они реагируют на вызовы тревожных кнопок и выезжают на ЧП в составе групп немедленного реагирования, обладая всеми полномочиями на применение силы и задержания.

У ЧОПов таких полномочий нет в принципе. Их задача, по большому счету, заключается в том, чтобы не пустить и просигнализировать.

Реальных профессионалов в частных охранных организациях – крайне мало, – объясняет экс-сотрудник МВД Александр П., стоявший в 1990-е у истоков организации одного из первых ЧОПов, выросшего затем в крупную региональную сеть охранных предприятий. – Прежде всего, потому что такая работа очень скудно оплачивается.

Вот, скажем, охрана той же среднеобразовательной школы, в которой обучаются 700 человек. Обычный размер оплаты с каждого ученика – от 100-120 рублей в месяц, иногда больше, если речь идет о крупных городах. То есть в месяц выходит около 70 тысяч.

«Охранник, как правило, берется один, установка пульта и системы наблюдения оплачивается отдельно, но тоже нередко за счет родителей, – продолжает эксперт. – А сотрудник получает на руки за полный рабочий день 25-35 тысяч. Остальное – на налоги и отчисления самой фирме».

Единственное, что обеспечивает такой вахтер, – это простое физическое присутствие на объекте, не более того.

«Понятно ведь, что за эти деньги он не будет подставляться ни под нож, ни тем более под пули. Да и навыков-то никаких нет: получить лицензию – вообще не проблема, это вопрос небольшого времени и маленьких денег», – говорит Александр П.

Кстати, Царьград нашел в Интернете десятки предложений о профподготовке охранников: длится она от 98 до 266 часов, цена вопроса – от 7,5 до 14 тысяч рублей в зависимости от уровня, начиная с 4-го, который уже дает допуск к обеспечению безопасности учебных заведений, до 6-го (высшего).

После обучения нужно пройти экзамен и медкомиссию и, в общем-то, всё – оплата госпошлины на лицензию, и можно уже работать «по специальности».

Профессионалов мало: 100 часов учёбы за 12 тысяч рублей – и лицензия в кармане

По идее, объясняет эксперт Царьграда, охранник того же 4-го разряда должен иметь юридические знания (в рамках законодательства о своей профессиональной деятельности), быть хорошо натренирован, владеть приемами рукопашного боя, уметь нейтрализовать дебошира с помощью только дубинки и наручников. Однако в реальности всё зачастую совсем не так.

После обучения выходят вахтеры, большинству из которых больше 45-ти лет, а говорить о спецподготовке просто смешно. Экзамены – то же самое, проще сдать, чем не сдать,

– утверждает он.

Имеющиеся в свободном доступе вакансии о приеме на работу подтверждают: особых заморочек, чтобы стать вахтером, не будет.

Вот, допустим, одно из таких объявлений: «Требуются охранники для работы в учебных заведениях Москвы. Обязанности: контроль и пропускной режим. Вахтовый метод (15 на 15, проживание на объекте). Зарплата: детсады – 1300 рублей в сутки, школы и колледжи – 1500 рублей в сутки. Образование и опыт работы не имеют значения. Наличие лицензии частного охранника обязательно. Требуется медицинская книжка, в случае отсутствия – поможем в оформлении».

Есть вопросы?

Так и получается, что нынешние охранники школ и детсадов – по большому счету, просто граждане пенсионного и предпенсионного возраста, зачастую – женщины, единственным отличием которых служит черная (иногда в сочетании с голубой рубашкой) униформа с важной надписью «Охрана» желтого цвета на нагрудном кармашке.

Оружие? Нет, не положено. В лучшем случае, резиновая дубинка. Главное вооружение – тревожная кнопка.

А причина проста – это бизнес, и очень емкий, несмотря на ничтожные зарплаты вахтеров (не будем всё-таки именовать их охранниками), с точки зрения финансов. По разным оценкам, ежегодный оборот его составляет 3-4 млрд долларов.

«В самом начале, когда всё только формировалось, ЧОПы выполняли две функции: либо охрана по найму от бандитов, либо – в качестве силовой структуры самого криминала, практически легальной, поскольку у бойцов имелись «ксивы», – продолжает эксперт. – Правда, и в первом, и втором случаях во главе их предпочитали ставить силовиков, понимавших, как нужно организовать работу».

Сегодня, по его словам, ситуация если и изменилась, то только в том, что именно на низовое звено, «вахтерское», набирают всех, кого только можно – таких большинство.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

А вот процентов 20-30 из числа чоповцев по-прежнему выступают либо как секьюрити при вип-персонах, либо сопровождают грузы и ценности, либо охраняют важные объекты – причем, с оружием, только на его ношение нужно дополнительное разрешение.

И, конечно, выполняют функции эдаких частных мини-армий у тех, кто владеет крупными сетями ЧОПов, – говорит Александр П. – Собственно, я-то в свое время и ушел от своего партнера, бывшего высокопоставленного офицера МВД, потому что понимал, что это опасное болото. Получил диплом юриста, взял нескольких ребят, которые прошли реальную школу жизни в боевых точках и с опытом работы в органах, и теперь мы только берем заказы на личную охрану.

Что касается конкретных случаев нападения на учебные заведения, то, по мнению специалиста, в этом как раз и сказывается уровень подготовки: нельзя превращать работу охранника в пост консьержа, однако четких регуляторов в этой части, за исключением внутренних должностных инструкций, нет. Соответственно, и отношение к обязанностям тоже – спустя рукава.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх