Сегодня прозвучали два примечательных заявления об успехах российской экономики - от Минфина и Центробанка России. В своём докладе "О чём говорят тренды" регулятор указал на снижение месячного роста потребительских цен, объяснив это так: "Значительная часть замедления обусловлена охлаждением совокупного спроса вследствие жёсткой денежно-кредитной политики (ДКП), что и отражается на ценах".
В свою очередь министр финансов заявил о почти побеждённой бедности в России. Точнее, о рекордных успехах в снижении числа бедных."Первое - это выполнение обязательств перед гражданами. Мы выполнили всё, что запланировали. Мы проиндексировали в полном объёме на уровень инфляции все социальные выплаты и пособия, которые полагаются по законодательству инвалидам, ветеранам, чернобыльцам и другим категориям граждан. Около 15 миллионов человек в полном объёме получили проиндексированные выплаты. Материнский капитал также был проиндексирован на уровень инфляции - им воспользовались 1,6 миллиона семей. Также поддержали семьи с детьми в рамках единого пособия - получателей таких выплат у нас 11 миллионов. И самое главное - мы достигли снижения уровня бедности. Это важнейший показатель. Число бедных в России сократилось на 1,7 миллиона человек. В 2023 году этот показатель равнялся 8,3%, а сейчас - 7,2%", - сообщил Антон Силуанов на пленарном заседании Государственной Думы.
С точкой зрения экспертов на сказанное ознакомился журналист, телеведущий Юрий Пронько.
По мнению экономиста Максима Довгялло, данные, приведённые министром финансов, вряд ли можно назвать поводом для гордости. Гордиться можно было бы, если бы, например, пенсии в стране поднялись до уровня среднего заработка или хотя бы до 70% от него, считает он.
"Вот это было бы правильно. Это действительно то, чем мы могли бы гордиться. Но Силуанов, к сожалению, приводит цифры, которые не только спорны, но могут дать возможность недружественным странам дискредитировать происходящее в стране, ссылаясь на эти данные. Дело в том, что приведённые цифры указывают, что нам так и не удалось помочь реальному числу людей, которые живут очень бедно, формально под черту бедности не попадая. И это несмотря на беспрецедентное предложение рабочих мест", - подчеркнул эксперт в беседе с Царьградом.
Довгялло добавил, что картина, нарисованная главой Минфина, выявляет и другую проблему - растущий разрыв между богатыми и бедными, а также между средним классом и получателями пособий.
"И это я назвал бы проблемой №1. Вторая проблема состоит в том, что если мы с вами всё-таки попробуем проиндексировать прожиточный минимум хотя бы на тот же уровень, что и среднюю заработную плату, то не факт, что в этом случае мы действительно увидим снижение числа бедных в стране", - заключил экономист.
Анализ реальных фактов, а не бравурных рапортов, показывает тревожную картину. Одна из ключевых проблем - огромное имущественное неравенство. По словам профессора Финансового университета при правительстве России Александра Сафонова, бедным семьям могут отказать в пособии из-за наличия имущества:
"Часть граждан, в соответствии с действующим законодательством, не имеет права на получение пособий. И прежде всего из-за того, что у них какое-то имущество, которое можно сдать в аренду или продать. Даже наличие в семье автомобиля или моторной лодки может стать свидетельством того, что доходы у людей не настолько низкие, как они заявляют. И Силуанов в данном случае опирается на такие статистические показатели, считая, что они отражают существующую ситуацию".
Особая тема - стремительно скатывающиеся в нищету люди старшего поколения.
Предприниматель, эксперт по правовым вопросам "Опоры России" Алексей Петропольский согласен, что общий уровень бедности низок, но отмечает бедственное положение пенсионеров:
"Дело в том, что сейчас практически невозможно найти кадры - хоть квалифицированные, хоть неквалифицированные. Города-миллионники очень нуждаются в простых рабочих: сложно найти не только дворников, но даже курьеров или таксистов. И тут работодатели действуют так: если им срочно нужны те или иные кадры, то они просто повышают зарплаты - подчас до 50%, а кое-где и в разы. Но остаются ещё пенсионеры. Если мы рассмотрим индексацию пенсий и официальную инфляцию, держа в уме инфляцию неофициальную, то мы увидим пенсионеров, которые скатываются на ещё более нищенский уровень. С той же пенсии в 20-25 тысяч рублей вычтите стоимость лекарств и квартплату - и вот уже человеку не на что будет жить, если ему не помогают родственники. Раз уж мы везде индексируем зарплаты, то и пенсии должны индексироваться в том же объёме - жизнь, увы, стала заметно дороже".
Недавно эксперты ЦБ совершили "великое открытие", объявив, что растущее неравенство доходов между разными социальными группами населения ведёт к экономической стагнации. Они же "обнаружили" и обратную связь: подъём экономики сокращает разрыв в доходах.
"Помню, порадовался за них: дошло до "слуг народа", что неравенство и бедность ведут к росту социальной напряжённости. Однако время идёт, а ситуация только усугубляется. Бравурные рапорты и про замедление роста цен, и про почти побеждённую бедность мы слышим. Вот только, на мой взгляд, к реальности это практически не имеет никакого отношения. Или я ошибаюсь?" - задаётся вопросом Пронько.
Свежие комментарии