Недавний обмен заключенными между Россией и странами НАТО был, пожалуй, одним из самых ожидаемых в истории нашей разведки. Битва за русских растянулась на 19 месяцев. Всё происходило в обстановке полной секретности. Директор СВР России Сергей Нарышкин уже назвал обмен "знаковым событием", а военные эксперты полагают, что Путин подал важный знак всем нашим агентам, которые сейчас работают за границей: русские своих не бросают.
Для русской разведки недавний большой обмен задержанными и заключёнными между Россией и странами НАТО стал "знаковым событием". А ещё и долгожданным. 19 месяцев шла битва за русских в обстановке полной секретности.
В обмене фактически участвовали высшее руководство как минимум семи стран, из которых пять принадлежат к Североатлантическому альянсу: Турция, Германия, США, Норвегия и Словения.
Мы, конечно, ждали этого события долгих год и семь месяцев. И для службы это знаковое событие,
- заявил РИА Новости директор Службы внешней разведки России (СВР) Сергей Нарышкин.
Чуть ранее в эфире радио Sputnik политолог Владимир Шаповалов отметил, что "обмены возможны и нужны".
Они способствуют смягчению тех противоречий, которые существуют между странами, и решению задач по защите наших сограждан,
- заявил Шаповалов, добавив, что обмен между СССР и странами Запада активно практиковался во времена холодной войны.
Что известно об обмене?Итак, сам обмен состоялся 1 августа и до последнего был окутан тайной: Кремль не делал никаких заявлений, и все предположения о том, кто вернётся на Родину, были сделаны независимыми экспертами.
Уточняется, что списки для обмена США опубликовали за день до события. Очевидно, что и у нас была информация о них. Как отметил геополитический аналитик Йорук Ишик, все ключевые вопросы были решены чуть ранее, когда в Анкару приезжал Сергей Нарышкин.
Кого вернула Россия?В рамках масштабного обмена в Россию вернулись восемь человек. А именно:
Артём и Анна Дульцевы, проживавшие ранее под именами Людвига Гиша и Марии Розы Майер Муньос словенскими спецслужбами были заподозрены в шпионаже;
Вадим Соколов (Красиков), приговоренный к пожизненному заключению в Германии по делу об убийстве Зелимхана Хангошвили, активного участника бандподполья на Северном Кавказе;
Владислав Клюшин, обвинявшийся в США в инсайдерской торговле ценными бумагами;
Павел Рубцов, задержанный в Польше по обвинению в шпионаже;
Вадим Конощёнок, выданный в США Эстонией и обвинявшийся в сговоре для обхода санкций;
Михаил Микушин, задержанный в Норвегии по обвинению в незаконной разведке и сборе данных;
Роман Селезнев, осужденный в США за кибермошенничество.
Многим из них вменялось сотрудничество с разведкой России, сообщали источники, но в большинстве случаев их виновность так и не удалось доказать. Никто из них свою вину не признал.
Не обмен, а битваОфициальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась о возвращении русских из западного плена. По её словам, это был не "обмен", а битва самообладаний.
То, что многие назвали обменом, я бы назвала битвой самообладаний. Самообладаний заключённых, самообладаний политических властей, самообладаний спецслужб. По всем показателям наши лучшие,
- отметила она.
Беспрецедентная встречаВернувшихся из американских и европейских застенков встретили как настоящих героев. Была постелена красная ковровая дорожка и выставлен президентский почётный караул. Президент России Владимир Путин лично приветствовал каждого освобождённого прямо у трапа самолёта. На кадрах видно, что встреча прошла со слезами и объятиями.
Спецкор "Комсомольской правды" Дмитрий Смирнов считает, что это "очень правильный жест" - "президент, который никого и никогда не встречает в аэропорту, приехал встречать людей, которые рисковали собой ради своей страны".
Путин поблагодарил вернувшихся за верность присяге, своему долгу и Родине.
Хочу поблагодарить за верность присяге, своему долгу и Родине, которая ни на минуту о вас не забывала. Все вы будете представлены к государственным наградам,
- сказал Путин вернувшимся героям.
"Родина не забывала о вас ни на минуту". Эти слова Путина адресованы не только тем, кто вернулся, но и тем, кто остался за границей.
Лётчик и военкор Алексей Воевода считает, что таким образом был подан сигнал всем нашим агентам: "Сигнал всей нашей агентуре в мире: Работайте! О вас не забудут!". Это подчёркивает единство и поддержку, которую ощущают русские люди за пределами своей Родины.
Уже со всех сторон этот процесс рассмотрели. Я предлагаю иной угол зрения: мы сегодня показали, что своих парней не бросаем ни в одной стране мира. Надо ещё из Украины забрать некоторых людей. Но в целом, Россия своих не бросает. И вот это хороший знак для всех, кто работает на чужбине,
- так прокомментировал события 1 августа Алексей Живов, политолог и военный блогер.
Реакция в Киеве и на ЗападеДиалог Москвы и Вашингтона и, конечно, практический итог их взаимодействия вызвали серьёзную тревогу, передавала газета The Washington Post.
Обмен Запада и России - безусловно, плохой знак для Киева. В этом на Украине увидели свидетельство некоего потепления в отношениях между Москвой и Вашингтоном, чего киевскому режиму, конечно, не хотелось бы.
По данным WP, в высоких кабинетах на Украине, несмотря на их публичную риторику, есть чёткое понимание, что нынешнее руководство страны, а также, впрочем, и вся страна в целом ещё как-то держатся исключительно благодаря вооружениям и финансированию, идущим из-за океана и от других "старших" партнёров.
Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк тут же начал торговаться, попытавшись развеять опасения американских журналистов, подчеркнув, что Украина обладает достаточной независимостью, чтобы её не могли игнорировать в любых потенциальных переговорах.
По данным Bloomberg, Шольц согласился освободить Красикова после просьбы президента США Джо Байдена, причём агентство отметило, что изначально негативно настроенный канцлер пошёл навстречу из-за "теплых отношений" с президентом США.
Свежие комментарии