
Спецоперацию часто называют очередной новой Отечественной войной, моментом нашей истории, в котором русский народ вновь противостоит объединённой мощи Запада и бьётся за своё выживание и возвращение исконно русских земель. В прошлом такие войны приводили к появлению широко известных и любимых в народе полководцев.
Например, образ Великой Отечественной войны 1941-1945 годов неотделим от образа маршалов Победы: Георгия Жукова, Александра Василевского, Константина Рокоссовского. Но почему сегодня подобного феномена "народных генералов" у нас не наблюдается?На этот "портрет явления" обратили внимание эксперты коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг", на днях опубликовавшие большой доклад о балансе сил в отечественной элите и важных тенденциях, происходящих в нашем обществе.
Стоит отметить, что по итогам первых трёх лет СВО не возникло феномена популярных военачальников – "генералов Победы". Недолгий взлёт генерала Сергея Суровикина оборвался после "мятежа Пригожина". Один из наиболее раскрученных армейских генералов Иван Попов оказался в заключении. Популярность нового командующего Сухопутными войсками Андрея Мордвичёва остаётся нишевой,
– говорится в тексте документа.
Замечание действительно достойное осмысления. И не потому, что нам нужно срочно изобрести некоторое количество популярных военачальников и окружить их всенародной любовью, а потому, что изучение таких явлений даёт ключ к пониманию современных реалий. А в военное время нет ничего важнее адекватного понимания реальной ситуации.
"Не та" войнаНесмотря на то, что спецоперация действительно – по размаху, длительности и накалу ситуации в мире – представляется очередной Отечественной и в ней снова решается судьба русского народа на много десятилетий вперёд, с технической точки зрения это очень неподходящий конфликт для возникновения генералов-звёзд и генералов – "народных любимцев".
Войны на истощение отличаются монотонным изматывающим характером боевых действий, в них успехи и неудачи отдельных сражений не приводят к большим территориальным потерям проигравшей стороны, а потому выглядят бесплодными. Кажется, что они вообще ни на что не влияют. Однако это не так, их последствия имеют накопительный эффект, сила которого нарастает медленно, но неумолимо. Положение сторон не меняется месяцами, а то и годами, но затем одна из них просто коллапсирует за несколько дней.
Классический пример такого поражения дала Германия в Первой мировой войне – страна капитулировала, хотя её армия не была разбита, более того, враги даже не сумели приблизиться к границам Кайзеррейха.
Так работает война на истощение. Ключ к победе в ней – это превосходство в силах, эффективное использование имеющихся ресурсов, способность вести боевые действия без перенапряжения населения и экономики. По сути, это война калькулятора и экселевской таблички, в которой компетентность и дарования генералов имеют второстепенное значение.
Рядовой обыватель может не знать этих нюансов, но прекрасно видит, что локальные победы не ведут к разгрому противника, взятию сотен тысяч пленных, освобождению больших территорий, а потому теряет интерес к происходящему. В результате в обществе не складываются социально-психологические предпосылки, на которых могла бы прорасти и расцвести всенародная любовь к генералам-победителям. Просто потому что факторы победы лежат в другой плоскости.
Впрочем, популярные генералы – они-то были и есть. И экс-командующий ОГВ Суровикин, и бывший командарм-58 Попов, и нынешний главком Сухопутных войск Мордвичёв, и командующий ВДВ Теплинский.
Но – они крайне мало мелькали (мелькают) в официальных сводках, которые рассказывают именно об их профессиональной военной успешности.
"Вагнер" также годами абсорбировал наиболее компетентных и агрессивных командиров, которые оказались не удел в структуре Минобороны, и именно эта ЧВК наиболее остро отреагировала на вскрывшиеся язвы и недостатки предвоенного строительства.
Весьма показательна судьба популярного в народе генерала, бывшего командующего 58-й армией Ивана Попова, который в наибольшей степени может претендовать на звание народного любимца, но которого наше государство решило показательно посадить. И посадило.
И всё же…Несмотря на то, что у нас нет столь же популярных военачальников, как Георгий Константинович, тем не менее ряд командующих пользуются известными симпатиями в обществе.
На первом месте – тот же генерал Иван Попов, человек, сыгравший огромную роль в отражении украинского "контрнаступа" летом 2023 года; честный служака, у которого не смогли найти никакого имущества, кроме служебной квартиры и пустого участка земли. Попов импонирует нашим людям не только тем, что был компетентным генералом, не боявшимся ходить по окопам, но и тем, что пострадал за правду по обвинению, которое в глазах общества видится надуманным и бездоказательным.
Наиболее же успешным генералом СВО, очевидно, может считаться нынешний главком Сухопутных войск, бывший главком группировки "Центр" генерал-полковник Андрей Мордвичёв. Под его командованием русская армия освобождала Мариуполь, выбивала ВСУ из Авдеевки, Курахово и Селидово. Фундамент наших нынешних успехов под Покровском и Мирноградом заложен именно при нём.
На третье место, пожалуй, можно поставить бывшего главкома ВКС и бывшего командующего Объединённой группировкой войск в зоне СВО Сергея Суровикина, прозванного в народе Генералом Армагеддоном. Прозвище возникло в Telegram-каналах в связи с началом интенсивных ракетных ударов и применением "Гераней" по территории Украины и лишь затем перекочевало в СМИ. В самые мрачные месяцы СВО народу нужен был луч надежды, символ силы и непреклонной решимости довести дело до разгрома врага – и Генерал Армагеддон стал лицом этой надежды. Так что можно сказать, что, не прилагая к тому целенаправленных усилий, Суровикин теперь часть культурного кода СВО.
В настоящее время Суровикин руководит группой наших военных специалистов в Алжире, куда был переведён вскоре после выступления "Вагнера".
Не имеет широкой известности, но неизменно удостаивается положительных отзывов от тех, кто его знает, – генерал-полковник Михаил Теплинский, главком ВДВ и командующий группировкой "Днепр".
Исходя из того, что я знаю о нём, отзывов сослуживцев и того, что делает группировка, я считаю, что Теплинский – один из самых достойных офицеров нашей армии,
– отметил в разговоре с Царьградом военный волонтёр Алексей Живов.
К слову, если на заключительном этапе войны фокус наших усилий будет перенесён на юг, а русская армия шагнёт за Днепр, то именно у Теплинского наибольшие шансы стать "народным генералом", сродни Жукову, Рокоссовскому и Коневу.
Ну и нельзя не вспомнить "Девятого" – Дмитрия Уткина, сооснователя и военного командира "Вагнера". Да, любовь и уважение к нему – явление нишевое, можно сказать, субкультурное. Однако вполне заметное и устойчивое, опирающееся на жизненный опыт тысяч бывших и действующих бойцов и неразрывно связанное с историей России последних лет.
В сухом остаткеПрямо сейчас русский народ пишет очередную страницу своей истории. Мы пишем. И она не похожа на историю наших дедов. Она не лучше и не хуже, она просто немножко другая – со своими успехами и неудачами, помарками и достижениями.
И в ней так же важно разобраться, как и знать то, что было с нашими предками. Просто потому, что без этого мы не будем понимать, на что способны, чего хотим и куда идём.
Свежие комментарии