
Армянских пленных по‑прежнему возможно вернуть из Баку, но для этого нужна политическая воля руководства Армении. По мнению доцента кафедры международных отношений и дипломатии ЕГУ Григора Баласаняна, в отсутствие серьёзного международного давления до вступления приговора в законную силу шанс на их возвращение живыми и здоровыми может существенно сократиться.
Об этом он заявил в интервью Sputnik Армения.Ранее прокуроры в бакинском суде потребовали для ряда армянских пленных пожизненного заключения. Для некоторых обвиняемых минимальный срок тюремного заключения установлен на уровне 16 лет.
«К сожалению, те сроки и наказания, которые устанавливает азербайджанский суд, дают основание полагать, что часть наших пленных, возможно, так и не вернётся на родину. И если называть вещи своими именами: они закончат свои дни в тюрьме, никто оттуда не выйдет», — сказал Баласанян.
По словам Баласаняна, у президента Азербайджана Ильхама Алиева имеются личные счёты с указанными лицами. По его версии, те события прошлого стали для Алиева причиной подросткового страха. В то время как, как считает эксперт, они освобождали свою страну, Алиев якобы прятался в Москве, чтобы не пойти на фронт. По мнению Баласаняна, это известно и в Баку.
В то же время он отметил удивительное спокойствие общественных и властных кругов Армении по отношению к судебному преследованию в Баку граждан, которые, по существу обвинений, боролись за Родину и стремились освободить свою землю. Баласанян также обратил внимание, что международные партнёры, в том числе участники ереванской сессии Евронеста, практически не затронули эту тему, а армянская сторона не использовала отсутствие Азербайджана на форуме для инициатив по оказанию давления на Баку.
Единственной реальной надеждой, по его мнению, остаётся вмешательство крупных держав. И в этом случае требуется политическая воля правительства Армении, которой, как отмечает эксперт, в настоящий момент нет. Он подчеркнул, что ни одна страна в мире не будет вместо Армении освобождать её граждан.
«Например, этот вопрос Ереван мог поднять 8 августа во время подписания документа в США. Сейчас не поздно это сделать. Армения может заявить, что не присоединится ни к какому проекту TRIPP и не предоставит никаких дорог, пока Азербайджан своими действиями не докажет готовность к миру, и возвращение пленных не будет рассматриваться как предварительное условие для разблокировки инфраструктуры».
Баласанян также отметил возможность использования фактора христианства и стремления политиков, в том числе упомянутых им публичных фигур, позиционировать себя как защитников христиан. Эксперт не исключил, что этими обстоятельствами и нападками на церковь можно объяснить отказ Трампа‑младшего прибыть в Армению.
Он выразил сомнение в том, что действующая политическая команда Армении предпримет эффективные шаги для возвращения пленных. По его мнению, первоочередной задачей Еревана должно стать систематическое поднимание вопроса пленных на всех доступных международных площадках. При зарубежных визитах, как отмечает Баласанян, высокопоставленные армянские чиновники избегают этой темы.
По мнению эксперта, такая сдержанность армянских властей подрывает доверие граждан к государству, которое должно быть их защитником и покровителем.
Баласанян также категорически не согласен с утверждением официальных властей о том, что обсуждение темы пленных может помешать «процессу мира».
13 ноября в Баку состоялось очередное заседание по делу бывшего военно‑политического руководства Карабаха и других армянских пленных. Прокурор потребовал приговорить к пожизненному заключению бывшего лидера Нагорного Карабаха Араика Арутюняна, бывшего командующего Армией обороны Левона Мнацаканяна и его заместителя Давида Манукяна, экс‑спикера парламента Давида Ишханяна и экс‑главу МИД Давида Бабаяна. Кроме того, прокурор просил назначить по 20 лет лишения свободы Аркадию Гукасяну, Бако Саакяну и Мадату Бабаяну (вместо пожизненного, поскольку им исполнилось 65 лет); из них 10 лет они должны будут провести в колонии строгого режима. Давида Аллахвердяна предлагается приговорить к 18 годам, Левона Балаяна — к 17 годам, а Василия Бегларяна, Гургена Степаняна и Эрика Казаряна — к 16 годам лишения свободы.
Свежие комментарии