Болельщики и футболисты – люди разные. Первые, как следует из известной кричалки, могут жениться и разводиться несколько раз, но при этом всю жизнь болеть за одну команду, хотя слова «пока смерть не разлучит нас» произносятся ими вовсе не на стадионе.
Для футболистов иногда сумма контракта - более весомый аргумент, чем взаимоотношения между клубами.
Кто-то считает для себя неприемлемым переходить из «Зенита» в «Динамо» или из «Реала» в «Барселону», а кому-то все равно.https://www.instagram.com/p/BmTdhbmF_Ch/?utm_source=ig_embed
Роман Еременко, который четыре года провел в ЦСКА, а теперь подписал контракт со «Спартаком», всколыхнул тему. Спартаковцы со скепсисом смотрят на его приход, при этом констатируя, что его стиль вписывается в философию клуба. Армейские же фанаты проклинают в интернете даже не Еременко, а «Спартак». Тут уж и повода никакого не надо.
https://www.instagram.com/p/BK0CzRThI8u/?utm_source=ig_embed
Понятно, что случай Еременко - особый. Футболист отбыл два года дисквалификации за употребление кокаина. По умолчанию предполагалось, что он начнет тренироваться с ЦСКА, теме более, что у клуба не столь широкие возможности для усиления, а он взял и ушел к «заклятым» - и бросил, и ограбил. Семья, правда, говорит, что ЦСКА не помогал Еременко эти два года. Можно вспомнить о том, что и сами армейцы увели футболиста у казанского «Рубина» со скандалом, а потом судились несколько лет, но разве это важно?
Он мог уйти куда угодно – от ярославского «Шинника» до «Уральского трубника» и играть там в хоккей с мячом, лишь бы не в «Спартак». Никакие ссылки на то, что парню за 30, что он по собственной глупости пропустил два лучших года, и у него осталось немного шансов заработать, не помогают. Символ. Публичный плевок.
Между тем в тренерском штабе ЦСКА работает знатный спартаковец Виктор Онопко, которого при поступлении проверили на «Крым наш», то есть заставили целовать эмблему ЦСКА. И, честно говоря, слушая иной раз фанов красно-синих, понимаем, что своим Онопко для них все равно не стал. А уж для торсиды «Спартака» пожизненно получил клеймо предателя. Другой случай - капитан армейского клуба Евгений Бушманов, который играл за «Спартак» и до и после красно-синих. Впрочем, тогда это не носило такой кайенской остроты. В «лихие 90-е» ЦСКА ни на что особенное в российском чемпионате не претендовал, а «Спартак», напротив, выигрывал напропалую. Получается ситуация не линейная во всех случаях, имеет статус индивидуальной.
Можно вспомнить и более давние истории. Например, уход в ЦСКА спартаковской легенды Вагиза Хидиятуллина. Скандал был громкий. «Спартак», правда, ответил тем, что умыкнул у «врагов» Валерия Шмарова, который забил последний золотой гол красно-белых в чемпионатах СССР, да еще в ворота киевского «Динамо» и, к тому же, на последней минуте.
Вагиз Хидиятуллин. 1988 г. Фото: www.globallookpress.com
В роли пострадавшего от подобного «предательства» оказывался и сам «Спартак». В 2005 году хавбек питерского «Зенита» Владимир Быстров поссорился с тренером Властимилом Петржелой и не нашел ничего лучшего, чем перейти именно в «Спартак», за что в родном городе ему ответили любовью особого сорта. Быстров убедил спартаковских фанатов в своей полезности и был лидером команды, однако на пути к чемпионству в 2009 году «Зенит» выкупил его контракт, выплатив прописанную в нем сумму.
Спартаковская торсида была уверена, что сделано это было только для того, чтобы не дать красно-белым взять золото. «Зенит» на него в том году и не претендовал, и Быстров осенью им был не слишком нужен. Владимир насмотрелся на баннеры со словом «Иуда», причем с обеих сторон, а затем и судьба отплатила ему дегтем. Он получил тяжелую травму и потом уже нигде не заиграл.
https://www.instagram.com/p/BloGndWDQtd/?utm_source=ig_embed
В иностранном футболе главная пара ненавистников – это, пожалуй, «Барселона» и «Реал». Мадрид пока безоговорочно впереди, хотя Барсу сейчас тренирует Луис Энрике, который в свое время сбежал из столицы в Каталонию. Обратный трафик, правда, был куда оживленнее. Главным предателем до сих пор считают кумира Барсы португальца Луиша Фигу. Когда он вернулся в «Барселону» футболистом «Реала», фанаты прорвали полицейский кордон, чтобы добраться до него, благо быстрому хавбеку удалось сбежать. Естественно, и его называли Иудой, как и датчанина Микаэля Лаудрупа и немца Бернда Шустера, который потом поиграл еще и за мадридский «Атлетико».
Луиш Фигу. Фото: www.globallookpress.com
Менее известны истории шотландца Мо Джонсона, которому вздумалось после «Селтика» поиграть за «Глазго Рейнджерс», Фила Бердсли, перешедшего из одной городской команды «Эвертон» в другую - «Ливерпуль», или, например, Йохана Кройфа, который на старости футбольных лет вдруг подался из родного «Аякса» в «Фейеноорд». И, наконец, как не вспомнить чучело голкипера сборной Германии Мануэля Нойера, повешенное на мосту после того, как он сменил «Шальке» на «Баварию».
Возвращаясь к переходу Еременко, свое мнение высказала одна из самых известных ультрас-групп «Спартака» под названием «Supporters Group»:
Не считаем этот трансфер удачным для нашего клуба как в игровом плане, так и, главное, в плане атмосферы внутри коллектива. Почему атмосферы? Зимой в клуб перешёл младший брат Романа Ерёменко — Сергей. Сейчас подтягивается старший брат, не с самой хорошей репутацией. Плюс у них один и тот же агент, который привозит в последнее время игроков в «Спартак» (в том числе и «бесплатно»). Эти факторы могут внести дисбаланс внутри костяка команды и оказать негативное влияние на игру клуба. Мы против! Мы оставляем за собой право на реакцию негативного характера в отношении всех, кто причастен к трансферу данного персонажа.
То есть ситуация будет накаляться, так как футбольный клуб вряд ли пойдет давать «задний ход» после того, как на вопрос о Еременко отреагировал главный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Это один из любимых игроков президента, это была его идея». Те, кто немного следит за Леонидом Федуном, знают его неуступчивый характер, поэтому кто окажется победителем при возможном конфликте фанатской трибуны красно-белых и их президента - вопрос дискуссионный.
Большинство из подобных поворотов в судьбе ни к чему хорошему не приводило. Карьера шла на спад, голы не забивались и передачи уходили чужим. Это вполне объяснимо. Позитивные эмоции помогают играть, любовь приносит вдохновение, а ненависть и неприязнь иссушают. Выходит, что клубный патриотизм – не пустой звук, и лучше все-таки поступать так, чтобы тебя поняли и отблагодарили за труд. Как сказал в свое время легенда красно-белых Андрей Тихонов, отвечая на вопрос журналистов: «А вы могли бы перейти в ЦСКА?». Ответ был лаконичный: «В ЦСКА не перейду ни за какие деньги».
Свежие комментарии