26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошёл взрыв. Жертвами этой катастрофы стали тысячи человек, в том числе ликвидаторы и те, кто погиб от облучения. Прошло почти 40 лет, а события тех дней продолжают ужасать.
Авария на Чернобыльской АЭС стала неожиданностью для всех. Никто не знал, как правильно реагировать на такую масштабную катастрофу.
Власти скрывали информацию и сами не смогли быстро и эффективно оценить ситуацию. В стране не было системы мониторинга радиационного фона в реальном времени по всей территории. Поэтому в первые дни после аварии люди, оказавшиеся в зоне поражения, ещё не осознавали опасности. Очевидцы вспоминали, что 26 апреля в Припяти был обычный день.Первое сообщение от властей о происшествии появилось только 28 апреля. Отменять Первомайские демонстрации в Киеве и других городах не стали. Люди с шариками и гвоздиками гуляли под радиоактивным дождём. Вся правда о катастрофе стала известна только 14 мая.
У тех, кто получили большую дозу радиации, появился тёмный загар. Кожа у них потемнела даже под одеждой. Не все знали о реальной опасности: в день аварии многие специально загорали на крышах или у речки возле АЭС, а солнечное излучение усиливало воздействие радиации. Из воспоминаний очевидца: "Сосед наш, Метелев, часов в одиннадцать полез на крышу и лёг там в плавках загорать… К вечеру у соседа, что загорал на крыше, началась сильная рвота, и его увезли в медсанчасть, потом дальше — в Киев. И все равно никто не заволновался: наверное, перегрелся мужик. Бывает…"
Пожарные, первым прибывшие на вызов, не знали о высокой радиации. Они шли на смерть, не подозревая, что дым и излучение опасны. Их тела были сильно облучены, почти все погибли, и их хоронить пришлось в запаянных гробах.
Инженеры, который отправили в реактор, увидели яркое пламя - красное и голубое. Излучение достигало 30 тысяч рентген в час, что мгновенно обжигало кожу и дыхательные пути. Инженеры вскоре умерли в больнице.
Через несколько дней после взрыва выяснилось, что активная зона разрушенного реактора продолжает плавиться и медленно прожигает бетон. Под ней находится резервуар с водой. Если расплавленный металл достигнет воды, произойдет гигантский радиоактивный взрыв, и в воздух попадет десятки тонн ядерного топлива. Это могло бы привести к заражению большей части Европы и вымиранию городов. Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо было открыть запорные клапаны. Вызвались три водолаза — Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов. Чудом им удалось выжить. Они взяли с собой шесть дозиметров и постоянно контролировали радиацию, обходя самые опасные участки.
Одна из самых сложных задач была у лётчиков - им нужно было потушить раскалённые графитовые стержни внутри реактора. Их вертолёты зависали в воздухе на высоте около 200 метров и сбрасывали свинец, песок и глину. Многие лётчики страдали от лучевой болезни. Очевидец отмечает, что он ничего не ощущал, только усталость, ему очень хотелось спать. Лётчиков прозвали "ангелами Чернобыля".
Свежие комментарии