На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

7 250 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена ДанильченкоБушуева
    и зачем вы здесь гадить русскимВенедиктов* "верн...
  • Leon D
    Он еще за Мин. обороны не ответил. А РФ не надо на преступление подписывать.Сергей Шойгу подт...
  • Leon D
    По его мнению НАТО до этого не был врагом? А тут вдруг стал? Он спит там, пару раз в год просыпаясь?Медведев отметил,...

Миллиарды рублей пропали на Северном Кавказе. А кто за это заплатит?

2 декабря российские медиа и соцсети всколыхнуло сообщение о возможном повышении тарифов на электроэнергию для всех граждан страны. Поводом стали слухи о том, что федеральные власти якобы намерены компенсировать за счёт населения огромные долги регионов Северо-Кавказского федерального округа. Несмотря на то, что официального подтверждения подобным планам не последовало, интерес к теме вспыхнул мгновенно: уж слишком много лет Северный Кавказ фигурирует в новостях, когда речь заходит о "пропавшей" электроэнергии и непонятных схемах энергопотребления.

Миллиарды рублей пропали на Северном Кавказе. А кто за это заплатит? Царьград разбирался в ситуации.

Корни проблемы уходят далеко. В последние десятилетия на Кавказе сформировались устойчивые "традиции" в сфере энергосбыта. Одним из самых известных примеров стала история бывшего гендиректора "Межрегиональной сетевой компании Северного Кавказа" Магомеда Каитова. По версии следствия, он более 15 лет перенаправлял платежи на счета связанных структур, обогатившись на 1,5 млрд рублей. Но даже такие масштабные коррупционные эпизоды меркнут на фоне другого явления - массового воровства электроэнергии.

Ситуация резко ухудшилась с распространением майнинга криптовалют. Сверхмощные фермы, требующие огромных объёмов энергии, стали появляться в частных домах, гаражах, заброшенных помещениях. Оплачивать счета готовы далеко не все - отсюда и самовольные подключения, "скрученные" счётчики и прочие способы скрыть реальные объёмы потребления. По словам директора Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергея Сасима, хронические неплатежи в регионе связаны прежде всего с "низкой платёжной дисциплиной" и значительными объемами воровства, которые заметно превышают среднероссийские.

Цифры подтверждают это красноречивее любых слов.

В конце 2024 года "Россети Северный Кавказ" отчитались о взыскании 3,7 млрд рублей с почти 45 тысяч должников. Но уже в марте 2025-го вновь сообщили о росте долгов. Только бюджетные организации Северной Осетии за три месяца увеличили задолженность ещё на 19 млн рублей, доведя её до 385 млн. И это лишь часть общей картины.

О бытовой стороне проблемы неоднократно рассказывали и общественные эксперты. Главный специалист Народного фронта по ЖКХ Светлана Калинина отмечает, что во многих населённых пунктах количество фактических потребителей электроэнергии годами не совпадает с числом оформленных договоров. По её словам, люди нередко открыто признаются: "Как же я брату не дам подключиться к своей сети?" – и при этом прекрасно понимают, что "брат" не платит ни за свет, ни за воду, ни за газ.

Статистика северокавказских регионов формирует удручающую картину. В Чечне за девять месяцев 2025 года ущерб от незаконных подключений составил около 9 млн рублей - меньше, чем в 2023-м, но проблема остаётся острой. В Северной Осетии, по данным последних открытых отчётов, сумма незаконно потреблённой энергии составляла около 8,5 млн рублей. Но в других республиках ситуация куда масштабнее. В Кабардино-Балкарии один только выявленный эпизод незаконного потребления оценили в 32 млн рублей. В Карачаево-Черкесии объём "неучтённого" электричества в 2024 году составил 102 млн рублей - в пять раз больше, чем годом ранее. В Дагестане за неполный текущий год - 120 млн рублей.

 

Абсолютным "рекордсменом" стала Ингушетия. Здесь за полгода незаконными майнинговыми фермами было похищено электроэнергии на 350 млн рублей - это 37,5 млн кВт·ч, эквивалент месячного потребления почти двухсот тысяч трёхкомнатных квартир. На общем фоне лишь Ставропольский край выглядит относительно "спокойным": здесь сумма ущерба оценивается примерно в 10 млн рублей за год.

Так или иначе, речь идёт о миллиардах рублей недополученных платежей и сотнях миллионов киловатт-часов, которые где-то исчезают. И когда появляются слухи о возможном росте тарифов для всего населения, реакция общества становится понятной. Люди задают простой вопрос: почему за системные сбои, многолетнее воровство и слабый контроль в отдельных регионах должны платить те, кто исправно оплачивает счета?

Официальных решений нет, но сама постановка проблемы говорит о другом: энергетический перекос на Северном Кавказе стал не локальным, а федеральным вызовом. И в итоге ответ на главный вопрос - кто заплатит за эти миллиарды - по-прежнему остаётся открытым.

 

Продолжение темы - в эксклюзивном материале Отдел расследований "Первого русского" Вся Россия будет платить коммуналку за Чечню и Дагестан? Незамеченная сенсация. Рост тарифов рекордный

 

Ссылка на первоисточник
наверх