На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 357 подписчиков

Свежие комментарии

  • Раиса Мелькумова
    А зачем нам их семьи? Никого не нужно, хватит, наплодились здесь!"Таджикские гаста...
  • Терехов Олег
    С семьями им нехрена делать в России и то при наличии договора оприеме на работу или приглашения от работодателя, что..."Таджикские гаста...
  • V K
    Смывать город, думаю, никому выгодно не было. Ну, разве что тем, кто будет распределять компенсации населению, хотя и...В Орске обсуждают...

Добро пожаловать: Как Россия учится зарабатывать на иностранных туристах

Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что за последние 9 месяцев 2018 года иностранцы купили в России товаров на 8 миллиардов рублей, причём средний чек составил 100 тысяч рублей – то есть всего было сделано 80 тысяч покупок. Министр полагает, что это очень хороший результат, которым можно гордиться. Давайте разберёмся, есть ли за что хвалить министерство, призванное стимулировать промышленность и торговлю (примерно нулевой рост с 2014 года).

Запоздалый успех

Минпромторг сейчас является единственным ведомством, хоть как-то борющимся за развитие реального бизнеса вместо безудержного набивания казны. И эту борьбу 49-летний уроженец Мурманска Денис Мантуров, кавалер нескольких орденов, пока проигрывает.

Реальных достижений у министерства не то чтобы много – вот и остаётся гордиться весьма локальными и запоздалыми успехами. В самом деле, Минпромторг ставит себе в заслугу внедрение в России системы tax free – освобождения нерезидентов страны от уплаты НДС. При этом общепринятая в мире система введена лишь совсем недавно и до сих пор действует лишь «в порядке эксперимента» в 12 городах страны.

МантуровД. Мантуров. Фото: www.globallookpress.com

Проект является наглядным примером важности создания механизмов стимулирования торговли вместо воздвигания искусственных барьеров,

– говорит Денис Валентинович. Встаёт вопрос: почему эти механизмы не были созданы давно? Почему Россия говорит о туризме гораздо больше, чем реально делает в этой сфере? Почему мы используем свой гигантский рекреационный потенциал главным образом для создания закрытых баз отдыха для собственных чиновников и нуворишей?

На эти вопросы ответов у Мантурова нет.

Советский опыт

Но можно ли вообще в условиях холодной войны зарабатывать на туризме? Здесь уместно вспомнить Советский Союз, существовавший в примерно таких же условиях. Кроме того, довольно точной калькой с советской системы гостеприимства является сейчас Северная Корея – хотя в Союзе контроль над приезжими был всё-таки помягче.

Здесь надо упомянуть, что в последние годы в Госдуме  вновь раздаются голоса («Справедливая Россия»), требующие введения единого оператора иностранного туризма – каким был когда-то «Интурист». Но насколько эффективной была деятельность этой организации? Монополисты редко показывают выдающиеся экономические результаты: отсутствие конкуренции расслабляет.

«Интурист», в тесном сотрудничестве с КГБ принимавший и опекавший зарубежных гостей, до конца 1970-х не давал стране сколько-нибудь заметной валютной выручки. Подавляющее большинство гостей Союза приезжали из небогатых дружественных стран – отсюда и специфический набор развлечений, который им предлагали.

Характерная цитата из статьи о тех временах:

… в Москве среди многочисленных предприятий, посещаемых иностранными туристами, особой популярностью пользовался Государственный подшипниковый завод, теплоэлектроцентраль № 16, ткацкое производство в Новых Черемушках, хлебозаводы № 5 и № 15, домостроительный комбинат № 1, швейные объединения «Москва» и «Большевичка».

Только после пересмотра этой парадигмы, начавшегося в 1975 году (вхождение нашей страны в международные соглашения о туризме), СССР стал получать ощутимую выгоду от иностранного туризма. К концу существования Союза доход «Интуриста» достиг 700 миллионов долларов в год – это, правда, с учётом его зарубежной деятельности, объединение занималось и выездным туризмом. С учётом инфляции доллара, составившей за последние 30 лет примерно 110%, это менее полутора миллиардов долларов. В масштабах СССР – цифры очень скромные. Для сравнения, в 2017 году Россия получила от туризма 4,4 триллиона рублей – около 70 миллиардов долларов. Данных по 2018-му ещё нет, но с учётом чемпионата мира несомненен существенный прирост этой суммы. Несмотря на холодную войну.

Мы добились огромного прогресса, и никаких монополистов для возврата к прежней системе нам не нужно. Советско-корейский опыт бесполезен. Массовые экскурсии на УГМК и даже в Сколково не дадут сколько-нибудь заметного эффекта.

ЯрославльЯрославль. Фото: www.globallookpress.com

Ростуризм, а не Минпромторг

8 миллиардов рублей, о которых говорит Мантуров, – это чуть более 100 миллионов евро, сумма не слишком ощутимая в масштабах российской экономики. Одна семнадцатитысячная годового ВВП страны. Но в то же время речь идёт исключительно о покупках, с которых был возвращён НДС. Нет сомнений, что это ничтожная доля всех трат гостей России за указанные девять месяцев, об этом же говорит и средний чек. Для покупки косметики, ювелирки, часов, кожгалантереи, чёрной икры люди и впрямь выбирали магазины, работающие по системе tax free, но бо́льшую часть средств они оставляли в гостиницах, ресторанах, в маленьких магазинчиках и у уличных торговцев. При этом эффект от чемпионата мира был не таким уж грандиозным – во время турнира рост числа продаж с возмещением НДС составил лишь 30%.

Сейчас почти 5% ВВП страны зависит от туризма, и доля покупок с вычетом НДС в этом объёме крохотная. А ведь мы даже не начали серьёзно работать над этой сферой! По сути, у нас эффективно «доят» интуристов только Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, псковский кластер, Казань, а также – очень богатых гостей – Алтай и Камчатка. Возможностей для развития экологического и этнографического туризма – море разливанное. Препятствий два – низкая транспортная доступность и примерно такой же профессиональный уровень персонала HoReCa (отели, рестораны, кафе) на периферии. За первое несёт персональную ответственность бывшее и нынешнее руководство РЖД, куда охотнее строящее железные дороги за рубежом, чем в родной стране. Второе же достаточно легко преодолеть – была бы экономическая целесообразность. Люди у нас талантливые и обучаемые – им просто надо видеть смысл своей работы.

Но несомненные достижения в туристической сфере – заслуга Федерального агентства по туризму (руководитель – Олег Сафонов), входящего в структуру Минэкономразвития. Вот там действительно молодцы. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх