На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 360 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    8 сентября, в единый день голосования, провести всероссийский референдум о возвращении смертной казни для террористов...Россию накрыл эфф...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Лучше бы подумал о перспективе отбыть в трудовой лагерь на трудотерапию, лет так на 25 лет без права на УДО всем свои...Новая работа Чуба...
  • Лилия Королева
    Согласна полностью! Нигде в мире нет такого, чтобы раздавать гражданство не понятно кому. Работают по контракту, в от...Идёт "тихая оккуп...

Ключи от «Яндекса» для ФСБ – дать или не дать?

Такие разные ключи

Противоречия действительно есть, и их смысл в следующем. ФСБ, как и полагается по законам из «пакета Яровой», потребовала у «Яндекса» ключи шифрования, позволяющие вскрыть переписку пользователей. Любопытно, что это произошло более чем через год после таких же требований к «Телеграму», но ничего «личного» тут нет: тогда спецслужбы охотились за организаторами терактов в петербургском метро, а те переписывались именно через Telegram. А теперь, констатирует РБК, очередь дошла и до Великого и Ужасного – и сразу же возникла проблема.

Оказалось, что стороны говорят о разных ключах.

«Яндекс» совершенно не возражает против передачи ключей шифрования от почты и хранилища («Яндекс.Диск»), но, по словам представителей компании, спецслужбам этого мало. Им нужны сессионные ключи – те, которые дают доступ ко всему массиву данных о пользователе во время его активных сессий на «Яндексе».

Имея обычные ключи шифрования, которые предлагает «Яндекс», вы можете получить доступ к данным пользователя – почтовым сообщениям, хранящимся на онлайн-диске файлам и так далее. Имея сессионные ключи, о которых мечтает ФСБ, вы получаете гораздо больше информации (IP клиента, его геотег, если включена эта настройка, его постоянные логин и пароль), причём в «пакете Яровой» о ней говорится весьма расплывчато. Весь смысл сессионных ключей в их одноразовости и самоуничтожении после окончания сессии – они как бы гарантируют невозможность перехвата трафика.

ЯндексФото: www.globallookpress.com

Если же на смартфоне предустановлены сервисы «Яндекса», то сессионные ключи позволят полностью отслеживать активность этого устройства и, как следствие, его обладателя.

Страшно, правда?

Слежка? Вы серьёзно?

Неправда. Господа, если вы боитесь за свою приватность, то вы опоздали. Средний городской житель России в ежеминутном режиме передаёт данные о себе «Яндексу» (почта, навигационные приложения), «Гуглу» (то же самое + отслеживание телефона), «Лаборатории Касперского» (самый популярный отечественный антивирус), «Майкрософту» (Windows и её приложения), сотовому оператору (все ваши перемещения и мобильный трафик), стационарному оператору (весь ваш домашний трафик), минимум одной социальной сети и ещё целому ряду организаций.

На этом фоне понятно желание спецслужб, во-первых, иметь все эти сведения у себя, во-вторых, иметь все эти сведения только у себя. Первое очень полезно для расследований, второе – для обеспечения безопасности. Отсюда и требования о размещении серверов с личной информацией пользователей в России, и другие элементы так называемой слежки.

Только вот слежки никакой нет – так, компьютерная игра мышей с Леопольдом. Никто не запрещает отказаться от смартфонов, никто не схватит за руку при шифровании трафика через специальные сервисы, легально можно пользоваться недоступными для ФСБ зарубежными почтовыми сервисами. Настоящая слежка, настоящий цифровой концлагерь – это видеокамеры с распознаванием лиц, это принудительный, мошеннический сбор биометрии в финансовых организациях, это обесчеловечивающая система «электронной школы». Без «Яндекса» жить можно и местами даже нужно, без образования, денег и просто выхода на улицу – проблематично.

Не льстите себе. ФСБ до вас дела нет. Тут действуют хищники посерьёзнее.

В поисках решения

Что будет дальше?

Взять и отключить «Яндекс» в России нельзя, причём руководители холдинга, словно предчувствуя проблемы, сделали многое для того, чтобы стать социально значимой компанией по огромному количеству направлений. Это не только поиск, но и сервисы почты, картографии, хранения данных, распространения информации, онлайн-покупок, доставки, финансов, такси и т.д., и т.п. Одномоментное отключение всего вызовет сбои в работе тысяч других организаций и принесёт многомиллиардные убытки всей экономике. Безо всякого преувеличения, с точки зрения сбора данных о жителях России на данный момент «Яндекс» могущественнее, чем ФСБ, – разве что не имеет силовых полномочий, хотя глядя на некоторых водителей «Яндекс.Такси», начинаешь в этом сомневаться.

ЯндексФото: www.globallookpress.com

Пользуясь приведёнными выше аргументами, «Яндекс» в состоянии сколь угодно долго откладывать решение вопроса о ключах, предлагая компромиссные или паллиативные решения. Конечно, корпорации несложно дать ФСБ полную информацию и, возможно, без особой огласки это даже происходит. Но на проблему надо смотреть шире.

Полноценное сотрудничество с ФСБ – это ещё не чёрная, но уже очень тёмная метка на зарубежных рынках, стратегически важных для российского поисковика. «Лаборатория Касперского» уже столкнулась с этой проблемой и потеряла множество клиентов по всему миру. Что уж говорить о «Яндексе» с его офисами в Стамбуле, Люцерне, Шанхае и, конечно же, Амстердаме? Российский рынок тесен для амбициозного поисковика, и надо сказать, что его экспансия за рубеж в целом отвечает российским интересам – это та самая «мягкая сила», о которой много говорят и для которой мало делают.

Государство стоит перед дилеммой: дискредитировать поисковик в глазах и без того подозрительной заграницы или же оставить «Яндексу» особые условия, которые поставят его, и без того лидера, в совсем уж привилегированное положение. Очевидно, что крайние решения здесь неприемлемы.

ЯндексФото:  IgorGolovniov / Shutterstock.com

А как иначе?

Конечно, ФСБ, как и уже много лет, может получить доступ к любой информации через суд, но это не самая быстрая процедура, хотя судьи и стараются максимально быстро штамповать такие решения. В 2018 году правоохранительные органы направили в суды 835,1 тыс. ходатайств о прослушке или доступе к переписке, и более 99% из них было удовлетворено. Таким образом, каждый рабочий день МВД и ФСБ получают доступ к подробностям личной жизни 3,3 тыс. человек. Для сравнения, в 2018 году в России было выявлено около 2 млн преступлений.

Это как с получением разрешения на вторжение в жилище. Прокурор, ордер, крепкие ребята в бронежилетах – всё это, конечно, эффективно, но ключи к замку куда как проще. А главное – та информация, которую получают силовики по решению суда, доступна и с помощью обычного ключа шифрования «Яндекса», которым поисковик вполне готов поделиться. Спецслужбы явно хотят большего.

* * *

Основной конкурент «Яндекса» на рынке российского интернет-поиска, хранения данных и картографических сервисов Google пока аналогичного требования от ФСБ не получал. И вот это намного интереснее всего сказанного выше.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх