
Россия официально уведомила Финляндию о денонсации двустороннего соглашения, регулирующего энергетическое использование участка реки Вуоксы. С этого момента российская сторона прекращает поставки компенсационной электроэнергии, правомерно объясняя это тем, что с 4 апреля 2022 года Финляндия сама отказалась от российского электричества.
В бассейне Вуоксы, одной из крупнейших рек Ленинградской области, функционируют четыре гидроэлектростанции. Две из них расположены на финской территории в районе города Иматра, а две другие - Светогорская и Лесогорская ГЭС - находятся на российской стороне.
В начале 1960-х годов, в период дружественных и конструктивных отношений между СССР и Финляндией, было заключено соглашение о пограничных водных системах стран. Советский Союз взял на себя обязательство ежегодно компенсировать Финляндии потери в генерации электроэнергии, вызванные регулированием водного стока на Светогорской ГЭС.
Дело в том, что при строительстве советской гидроэлектростанции уровень воды в водохранилище был повышен. Это привело к снижению производительности ранее возведённой финской ГЭС, и Москва обязалась с июля 1972 года компенсировать разницу в выработке поставками электроэнергии.
Объём компенсационных поставок составлял приблизительно 20 тысяч мегаватт-часов ежегодно, которые сначала СССР, а после его распада Российская Федерация в качестве жеста доброй воли передавали безвозмездно финской государственной компании Imatran Voima.
Однако весной 2022 года финские власти приняли решение присоединиться к западной антироссийской коалиции и начать экономическую войну с Россией.
Одним из следствий этой политики стал отказ Финляндии от импорта российской электроэнергии с 4 апреля 2022 года.Второго ноября Россия со своей стороны юридически прекратила действие статей 3 и 4 указанного соглашения, сославшись на его фактическое невыполнение финской стороной. В целом выход России из договора стал очередным подтверждением полного сворачивания энергетического сотрудничества между двумя странами.
Кризисные явления в финской экономике, вызванные разрывом отношений с Россией, достигли таких масштабов, что на них не могут закрывать глаза уже и на Западе.
Сообщение о выходе России из энергетического соглашения совпало по времени с публикацией в Bloomberg материала, описывающего общую ситуацию в Иматре - том самом городе, вблизи которого расположены две упомянутые финские ГЭС.
Как отмечает Bloomberg, закрытие финнами границы и запрет на въезд российских граждан нанесли "сокрушительный" удар по экономике всего региона.
Но по-другому быть и не могло. Местная экономика в большой степени развивалась за счёт туризма. Естественно, основными гостями были россияне - жителей других стран юго-восточная Финляндия особо не привлекала.
И вот вся эта отлаженная система в одночасье рухнула, и теперь руководству Южной Карелии остаётся лишь с горечью подсчитывать финансовые потери. Согласно оценкам региональных властей, ежедневные убытки только от прекращения турпотока из России достигают около 1 млн евро. Это спровоцировало резкий рост безработицы и закрытие множества местных торговых предприятий.
Корреспонденты Bloomberg пообщались с жителями Иматры и близлежащих районов. Пожилая предпринимательница Сари Тукиайнен вспоминает о российских туристах с неподдельной тоской: "Они скупали одежду стопками, включая последние новинки моды. И даже зимние пальто раскупали уже к августу".
Сейчас её магазин, как и большинство других в центральной части Иматры, закрывается. Она уже не надеется, что ситуация может исправиться.
Тяжёлые времена настали и для местной промышленности. Целый ряд фабрик и заводов, в частности лесоперерабатывающие компании - UPM-Kymmene Oyj, Stora Enso Oyj и Metsä Group, а также сталелитейный завод в Иматре объявили о значительном сокращении штата.
Это стало прямым следствием утраты российских поставок сырья и рынков сбыта. Ранее финские деревообработчики в больших объёмах закупали берёзовую древесину в России, а обратно поставляли готовую продукцию. Представители отрасли с ностальгией вспоминают о временах, когда очереди из грузовиков растягивались на десятки километров, а российские покупатели интересовались у финских торговцев, почему те не работают круглосуточно.
На сегодняшний день уровень безработицы в Иматре с населением 25 000 человек достиг 15%, что существенно превышает средний по стране показатель в 9,1%. Усилился отток молодёжи в другие города.
Похожие проблемы переживает и Лаппеэнранта - второй по величине город Южной Карелии. Местный аэропорт, некогда пользовавшийся популярностью у туристов из Санкт-Петербурга, 29 октября обслужил последний рейс в текущем году.
Власти региона пытаются найти выход из кризиса, разрабатывая новую экономическую стратегию, не связанную с Россией. В частности, Иматра претендует на получение статуса особой экономической зоны с налоговыми льготами.
Однако реализации этих планов мешают и чисто психологические проблемы - жители Иматры испытывают сильный страх перед возможной войной, первыми жертвами которой они могут стать в силу приграничного расположения своего региона. Близость российской границы, когда-то воспринимавшаяся в Иматре как преимущество, теперь превратилась в источник постоянной тревоги.
Свой вклад в массовую истерию, охватившую местное население, вносят финские средства массовой информации, рассказывающие о "коварстве" Москвы и о том, что россияне могут "пощупать крепость обороны" НАТО именно на территории Финляндии.
По словам председателя Молодёжного совета Иматры 16-летней Сары Виртанен, сейчас она как потребитель информации из финских медиа считает Россию "непредсказуемой" и способной на любые действия. И она далеко не одинока: иррациональные страхи овладели большинством финнов, включая самых юных.
"Я знаю маленьких детей, которые не могут спать: они боятся войны, им снятся кошмары", - рассказала девушка.
Страхом охвачены и люди зрелого возраста, которые, казалось бы, в силу жизненного опыта должны были скептически относиться к пропаганде.
"Если бы вы ещё год назад спросили меня, боюсь ли я, я бы сказал - нет. А теперь у меня дрожат колени", - признался 73-летний Ярмо Икявалко, руководитель действующего в Иматре Дома-музея ветеранов.
Экономический спад, чувство безысходности и страх перед Россией - вот что определяет сегодня настроение жителей Южной Карелии. И на этом фоне прекращение поставок компенсационной электроэнергии из России воспринимается уже как наименьшая из проблем.
Свежие комментарии