
Пассажирский самолёт упал в результате трагического столкновения в небе на высоте 5200 метров. Казалось бы, выжить тут невозможно. Но летевшей домой из свадебного путешествия 20-летней девушке это удалось. Цена была высока: очнувшись, она сразу же увидела своего мужа – он уже не дышал. Пассажирка рассказала, что было дальше и как ей удалось остаться в живых, будучи зажатой в кресле горящего борта.
Восемь минут падения и попытка сгруппироватьсяСамолёт Ан-24РВ, летевший из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, и бомбардировщик Ту-16К, который осуществлял разведку погоды, столкнулись в небе 24 августа 1981 года. Из десятков пассажиров уцелела только 20-летняя Лариса Савицкая. Не только выжила, но и провела несколько дней в тайге, вспоминая, что совсем недавно они с супругом Владимиром праздновали свадьбу и наслаждались свадебным путешествием. Теперь же она лежала со сломанными рёбрами в лесу. Кругом – обломки самолёта и тела погибших.
После свадьбы молодые собирались поехать в Крым, но не достали путёвку и решили отправиться к родственникам в Комсомольск-на-Амуре. Это было хорошее лето: молодые отдыхали на природе, ловили рыбу, строили планы. Обратный рейс в Благовещенск задерживали: какие-то технические проблемы, жара. Уставшие люди четыре часа ожидали посадки в душном аэропорту.
Однако, когда объявили посадку, Лариса, несмотря на усталость, была сосредоточенной (сама не понимала почему) и всё хорошо запомнила – людей, то, как они заходили в салон, что говорили, как выглядели и прочие, казалось бы, ненужные детали. И когда стюардесса попросила пару пересесть вперёд (так получилось, что самолёт был полупустым), девушка решительно отказалась, выбрав места в хвостовой части у иллюминатора.
Почти сразу после взлёта она уснула.Сидели ближе к хвосту, где вибрации меньше. Я это отчётливо помню, потому что, когда разорвался самолёт, кресло, в котором мы сидели первоначально, разломилось и улетело с другим куском, там бы никто не выжил,
– рассказала потом Лариса "Ленте.ру".
В момент столкновения она спала, а проснувшись, почувствовала обжигающий холод, – на высоте 5200 метров самолёт остался без крыши и крыльев. Лариса помнит, что её супруг тогда уже не дышал – по его по пальцам, рукам и костюму текла кровь. Она "попрощалась с ним и начала готовиться к смерти".
Однако затем произошло странное: девушка "как в тумане" начала совершать какие-то действия, толком не осознавая, что происходит, но всё делала правильно – "как будто кто-то вёл". Упав в проход, она поднялась и забралась в ближайшее пустое кресло, пристегнулась. И уже потом поняла, зачем она это сделала, – чтобы "не так больно было падать". Потом, вцепившись в кресло, начала "ждать землю", пыталась сгруппироваться. Восемь минут падения показались вечностью. Тем временем другие выжившие неистово кричали: "Люди выли, понимая, что умрут". Лариса замерла. На земле живой оказалась только она – все остальные погибли.
Спасатели только мычалиВ отличие от других пассажиров, столкнувшихся со старыми деревьями, девушка упала на "гибкие берёзы". Но серьёзных травм, конечно, избежать не удалось – в нескольких местах был повреждён позвоночник, переломаны руки и рёбра, повреждена челюсть (зубов почти не осталось). Предположительно, оказавшись на земле, она отключилась на пять часов. Очнувшись, доползла до лужи, чтобы попить, и даже попыталась поесть каких-то ягод. После этого она находилась рядом с погибшим мужем, долго "никуда не уползала". Потом появилась мысль: надо выбираться.
Двигалась я с трудом, потому что очень больно было переворачиваться, ходить и дышать. Запомнила шум, мне почему-то казалось, что от машин. И мысль такая проскочила, ну, раз спасатели не ищут, надо самой. И пошла,
– вспоминает Лариса.
На свою критически опухшую ногу она внимания не обращала. Когда шёл дождь – укрывалась под деревьями, надевая на голову пакет, когда хотелось пить – искала воду. О том, что в той тайге полным-полно медведей, девушка не подозревала. Пока однажды не услышала рычание. Но едва ли это её испугало. В итоге никакой зверь к ней так и не вышел. Зато никакого спасения не было от комаров – в ушах стоял звон, на теле – ни одного живого места.
Параллельно девушка как могла звала на помощь. Увидев вертолёт, она начала подавать сигналы, махая рваным красным чехлом от кресла. Спасатели, кстати, видели "кого-то с чехлом", но решили, что это так развлекается повариха у геологов (рядом находился исследовательский лагерь).
Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был ещё тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом,
– рассказала Лариса.
Краска с фюзеляжа оказалась приставучей – её потом отковыривали с девушки месяц. От нормальных волос ничего не осталось – от ветра они превратились в кусок стекловаты.
"Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже вырыли могилу. Их рыли по спискам", – призналась девушка в интервью "Известиям".
Как и большинство авиационных катастроф в советское время, произошедшее под Завитинском засекретили. О трагедии не писали в газетах, с родственников погибших взяли подписки о неразглашении. Результаты расследований и виновники катастроф оставались для выживших и их родственников тайной. Компенсации за смерть и увечья – крошечные. Лариса получила от государства 75 рублей (на эти деньги, например, можно было купить билет на самолёт или фотоаппарат "Зенит"). В оформлении инвалидности выжившей в авиакатастрофе отказали.
"Всё омертвело для меня"Спустя месяц после крушения девушку выписали из больницы. По ошибке.
Через четыре дня забрали снова в травматологию. Психологической помощи никакой не оказали, хотя больше всего голова пострадала. Рентгены, обследования... Капельницы ставили, потому что сотрясение мозга сильное было. Но всё омертвело для меня как-то… В той квартире, где мы с Вовкой жили, я оставаться уже не могла,
– призналась Лариса.
Ей была положена ещё одна компенсация – 150 рублей за супруга. Позже девушка переехала в Москву, поступив в МГУ. Спустя время Лариса вышла замуж и родила сына.
24 августа 1981 года в небе над Амурской областью погибли 37 человек – пять членов экипажа гражданского лайнера, 26 пассажиров, в том числе один ребёнок, а также все шесть членов военного экипажа. В последний раз экипаж Ан-24 выходил на связь в 15 часов 07 минут, доложив о пересечении трассы Хабаровск – Москва, а в 15 часов 21 минуту самолёты столкнулись на высоте 5220 метров. Ан-24 шёл несколько ниже, своими винтами он разрубил фюзеляж возле кабины Ту-16. Самолёты упали в тайгу. К месту падения спасатели с большим запозданием добирались на вертолётах. Они были убеждены, что выживших нет.
После трагедии Лариса не перестала летать и на борту обычно не паникует, считая, что "в одно и то же место два раза снаряд не падает".
Свежие комментарии