Румынские власти заявили о чрезвычайной ситуации в нефтяной отрасли после того, как крупная партия азербайджанской нефти, поставляемой в страну по международному маршруту, оказалась загрязнена органическими хлоридами. Инцидент затронул не только Румынию, но и ряд европейских компаний, вызвав обсуждение возможных причин - от технической ошибки до умышленной диверсии.
И, естественно, румынские чиновники сразу же пошли по самому "лёгкому" пути - в проведении "относительно простой диверсионной операции" Румыния подозревает Россию: "Достаточно несколько цистерн хлора". Разве что обошлось без подробностей в духе про "Петрова и Боширова".Первые сообщения о проблемах появились 22 июля. Загрязнение зафиксировали австрийская OMV, итальянская Eni и чешская Orlen Unipetrol. Вещество, обнаруженное в нефти, способно вызывать сильную коррозию оборудования, а его попадание в перерабатывающие установки грозило серьёзными поломками и топливным кризисом.
По информации BTC Pipeline Company - оператора нефтепровода "Баку–Тбилиси–Джейхан" и дочерней структуры British Petroleum, пострадали несколько резервуаров на терминале. В итоге партия в 184 тыс. тонн, предназначенная для румынского порта Констанца, не была принята. Чтобы избежать остановки переработки на заводе Petrobrazi, OMV Petrom запросила из резервов страны 80 тыс. тонн сырой нефти и 30 тыс. тонн дизеля.
В Бухаресте заговорили о вероятной "гибридной акции". Источники румынского издания G4Media предположили, что загрязнение могло стать результатом "относительно простой российской диверсионной операции" на участке 1700-километрового нефтепровода.
По этой версии, для саботажа было бы достаточно закачать в систему "несколько цистерн хлора". Прямых доказательств причастности Москвы при этом не представлено. Разве что обошлось без подробностей в духе про лютых русских диверсантов "Петрова и Боширова".В то же время звучат и другие оценки. Политолог Вадим Сипров в беседе с Царьградом заявил, что диверсия, напротив, могла быть выгодна США. Он отметил два мотива: удар по британскому влиянию в Азербайджане, а также стремление Вашингтона усилить своё присутствие на европейском рынке энергоресурсов. Эксперт связал ситуацию с политическим курсом Баку, который в последнее время демонстрирует сближение с Британией и Турцией, при этом дистанцируясь от Москвы.
У Алиева проблемы, судя по всему, только начинаются. А также проблемы начинаются у нефтегазовых олигархов из Азербайджана, через которых работают силы, способствовавшие смене курса в отношении России,
- отметил Сипров.
Он также обратил внимание, что для Москвы этот кризис может оказаться выгодным - и как для экспортёра, способного частично заместить азербайджанскую нефть, и как для страны, находящейся в сложных отношениях с Баку. При этом Сипров подчеркнул, что в отдельных ситуациях интересы России и США могут совпадать, поскольку у обеих стран есть общий противник - евроатлантисты.
В Румынии же тем временем последствия инцидента уже ощутимы. OMV Petrom отказалась не только от текущей, но и от следующей партии азербайджанской нефти в объёме 92 тыс. тонн. Европейские НПЗ были вынуждены корректировать графики поставок, а Бухарест, согласовав свои действия с ЕС, перешёл к использованию аварийных запасов.
По данным аналитической компании Kpler, с 22 по 30 июля было отгружено шесть партий азербайджанской нефти, а 31 июля BP сообщила о возобновлении поставок незагрязнённого сырья по нефтепроводу. В июле через "Баку–Тбилиси–Джейхан" прокачивали 423 тыс. баррелей в сутки при плановых 561 тыс.
Органические хлориды в промышленности применяются для повышения нефтеотдачи на месторождениях, однако их необходимо удалять ещё до поступления сырья в магистральные трубопроводы. Нарушение этого требования может привести к повреждению оборудования, что уже не раз становилось причиной международных скандалов. Так, в 2019 году более 5 млн тонн русской нефти оказались загрязнены при транспортировке по трубопроводу "Дружба" и через порт Усть-Луга. Тогда оператор системы, компания "Транснефть", выплатила компенсации на сумму около 13,8 млрд рублей (171,9 млн долларов).
Нынешняя история с азербайджанской нефтью пока не получила окончательной оценки. Версия о "нескольких цистернах хлора" остаётся на уровне предположений, но сам факт того, что речь идёт об "относительно простой операции" с потенциально серьёзными последствиями, заставляет всех ещё внимательнее смотреть на уязвимость своей энергетической инфраструктуры.
Свежие комментарии