На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 339 подписчиков

Свежие комментарии

  • Sergey Ivanov
    Ох и дурак ты, приятель! Ну, вспомни чернобыльскую аварию. Директор станции Брюханов кричал на совещании, что надо эв...После удара ВСУ п...
  • Eduard
    Это инструмент англоязычного мира!Песков: война до ...
  • Виталий Сорокин
    Уровень кретинизма у тебя зашкаливает!После удара ВСУ п...

Русские историки в память об Александре Николаевиче Боханове (1944-2019)

Леонид Петрович Решетников, исполнительный директор Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл», кандидат исторических наук, генерал-лейтенант СВР:

«Александр Николаевич Боханов – это выдающийся русский историк. Он создал первую честную монографию о государе Николае Втором. Он начал эту линию в самом начале 90-х годов. Опубликовал книгу, разоблачавшую мифы, наговоры и клевету на государя.

Леонид Петрович Решетников. Фото: Телеканал Царьград

Надо сказать, что Александр Николаевич был не просто историк. Он был историософ. И у него исторический анализ сочетался с философскими обобщениями. Его знаменитый труд «Российская Империя. Образ и смысл» оставит глубокий след ещё на долгие-долгие годы осмысления нашей тысячелетней истории. Образа Империи как вершины исторического развития России.

Он ещё отличался тем, что был очень хорошим полемистом. Он вёл дискуссии, всегда сохраняя хладнокровие, но очень чётко формулировал мысли, чётко формулировал ответы. И часто у него это граничило с афоризмами.

Он очень много работал. У него больше 20 монографий, не считая сотен научных статей. Он оказывал сильное влияние на более молодых историков, которые начали формироваться в конце 80-х – начале 90-х годов. Но из моих знакомых он большое влияние оказал на формирование Петра Валентиновича Мультатули. Надо сказать, что в каком-то виде это были отношения ученика и учителя одно время. Потом Александр Николаевич уже при мне, я сам это слышал, признавал Петра Валентиновича как ровню себе…

Александр Николаевич был верующий человек, глубоко верующий. Пришёл он к вере не в самое последнее время, хотя и в зрелом уже возрасте, но это было лет 40 назад. И всегда рассматривал исторические процессы через призму веры нашей. Потому что он считал, что вера – это основное содержание жизни России на протяжении тысячи лет.

Хочу сказать, что у него непростая судьба. Его с конца 80-х годов пытались затирать и выпихивать из исторического сообщества люди либеральных взглядов. Кончилось тем, что он вынужден был уйти, если я не ошибаюсь, в 2011 году из Института истории России Академии наук. Я хорошо это помню – когда он остался без работы. Я в то время был директором РИСИ, мы его пригласили в Российский институт стратегических исследований на позицию ведущего научного сотрудника. До своей болезни, которая его свалила, он чуть больше трёх лет работал в институте и уже занимался вопросами, связанными с современностью, борьбой с фальсификацией истории России.

Я его очень любил лично и люблю сейчас. Уверен, что он надолго останется в нашей памяти. Он был очень интересный собеседник. Хотя он не дворянского происхождения, но это был ярчайший пример русского интеллигента. Он был высокообразован, всегда внимателен, тактичен. В то же время, защищая свои убеждения, свою веру, он мог быть и ироничен. Это у него было заметное качество. Иногда и резок, когда надо дать отпор агрессивным людям. Обладал великолепным чувством юмора.

Всегда хотелось найти хотя бы минутку, пригласить Александра Николаевича в кабинет и посидеть с ним, выпить чая или кофе. Он очень любил кофе. Он рассказывал свежие новости в издательском деле, в смысле что выходит новенького в исторической области.

Был замечательный человек. Болезнь его на три года вывела из наших рядов. Это большая потеря. Но хочу сказать, что его влияние на историков, молодых историков, было большое. И сейчас есть плеяда людей, которые в той или иной степени могут сказать, что да, мы любили Александра Николаевича, знали его, и он на нас оказывал такое благодатное влияние. Да я сам, хотя по возрасту близок к нему, тоже испытывал такое влияние великого, выдающегося русского историка и на себя, и на свои работы. Он внимательно относился к моим статьям, к моей книге "Вернуться в Россию". Она вышла с предисловием Александра Николаевича. Поэтому я ему и благодарен за это, что с таким именем вышла моя книга, которая сейчас вот живёт, и уже многочисленный тираж, распространяется. Но первое издание вышло с его благословением».

Пётр Валентинович Мультатули, кандидат исторических наук, член совета Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл»:

«Ушёл великий русский историк, великий русский человек. Человек, который, на мой взгляд, выше Ключевского и Карамзина, потому что ни Ключевский, ни Карамзин не смогли создать положительного образа русской монархии. Они были слишком западные. А Боханов был глубоко православный человек. Порвавший с большевистской красной скверной… Он смог сбросить эту пелену. Стать человеком воцерковлённым.

Он говорил, что без Христа, без Православия, без Церкви Россию не понять. Поэтому его величайшая заслуга в том, что он был не только великий учёный, но он был ещё великий популяризатор. То есть та история для домохозяек, как иногда пренебрежительно говорят, имеет колоссальное значение. И он создал целую галерею русских царей, начиная от Иоанна Грозного и заканчивая императором Николаем Вторым.

И к императору Николаю Второму, императрице Александре Фёдоровне у него было особое отношение, он их ставил выше всех, он их очень глубоко почитал. И это не могли ему простить красно-розовые. Не могли ему простить этой любви к царям, не могли ему простить то, что он беспощадно разоблачал. Русофобы всех мастей его ненавидели, потому что он их разоблачал, разоблачал их своим гигантским интеллектом, гигантскими познаниями, пониманием истории России.

Пётр Валентинович Мультатули. Фото: Телеканал Царьград

Я знал об Александре Николаевиче давно, мы с ним встречались и плодотворно работали тогда, когда Леонид Петрович Решетников пригласил его в Российский институт стратегических исследований. Мы с ним очень много разговаривали, общались, были в дружеских отношениях, и я хочу сказать, что это был настоящий человек, который любил жизнь во всех её проявлениях. Всегда с иголочки одетый, всегда пахнущий хорошим парфюмом, всегда с искромётным юмором, весёлый. Таким он запомнился, такое соединение. В общем, это была незауряднейшая личность. Царство ему Небесное, вечный покой, а мы должны помнить его таким, каким мы его помним».

Дмитрий Михайлович Володихин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, помощник председателя Издательского совета РПЦ, доктор исторических наук:

«Я отношусь к Александру Николаевичу Боханову с большим почтением. Дело не только в том, что он чрезвычайно крупный специалист по истории династии Романовых. В частности, по последнему отрезку в истории правления Государя из этой династии. И дело не только в том, что он участвовал в создании прекрасного учебника для 8-го класса.

Дмитрий Михайлович Володихин. Фото: Телеканал Царьград

Прежде всего мне хотелось бы отметить, что Александр Николаевич – это историк, который долгое время придерживался твёрдо консервативной точки зрения на русскую историю и писал как человек православный, крепко верующий, государственник, почвенник. Эта позиция мне близка. Я считаю, что для настоящего и будущего страны она наиболее перспективна.

Печально, что он ушёл от нас. Надеюсь, что дело его не останется забытым и люди, которые равнялись на него, продолжат свою работу. Думаю, что было бы правильным какому-то учреждению или общественной организации учредить премию для историков-консерваторов имени Александра Николаевича Боханова. Мне кажется, это было бы отданием долга его светлой памяти».

Сергей Вячеславович Перевезенцев, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор исторических наук:

«Александр Николаевич Боханов – это замечательный русский историк, человек, который в конце XX – начале XXI века привнёс в отечественную историческую науку крайне важный элемент, крайне важное направление. А именно – он вместе с некоторыми другими своими коллегами начал осмысливать отечественную историю как историю национальную, как историю русского православного народа, перед которым стояли огромные цели. Историю того народа, который был готов к достижению этих великих целей и сделал крайне много для того, чтобы эти достижения были реализованы в реальной жизни.

В этом отношении Александр Николаевич Боханов был одним из первопроходцев. А вырваться из тенёт советского коммунистического, марксистского подхода к жизни, к истории, к осмыслению прошлого было далеко не просто. И все 90-е годы в исторической науке шла если не борьба, то толкучка, и было непонятно, чем же заниматься.

Александр Николаевич Боханов предложил в это время вполне чёткую методологию национального познания истории. И насколько я знаю, очень многие, прочитав книги Александра Николаевича, осознали, как нужно понимать русскую историю, что было в русской истории важно, что – второстепенно, на что обращать внимание. И ещё один важный момент. Александр Николаевич любил свой народ, любил свою Родину, любил свою историю. И это чувство любви к Отечеству он передал и читателям со страниц своих книг. Вечная память. Это огромная потеря для нашего народа в целом, для исторической науки в частности».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх