
С удивлением наблюдаю за процессами в Киргизии. Там настоящая истерика. Спрашивается, почему? Объясняю. В середине января киргизские СМИ и социальные сети охватила волна обсуждений после заявления министра иностранных дел Киргизии Жээнбека Кулубаева. Дипломат привёл тревожную статистику: в российском реестре контролируемых лиц, подлежащих выдворению, числится около 34 тысяч граждан Киргизии.
Всё это и превратилось в предмет, скажем так, острой общественной дискуссии. Стало ясно, что глубоких противоречий в двусторонних миграционных отношениях у нас предостаточно. Впрочем, кому-то просто выгодно нагнетать? Спросил я у себя…Давайте по фактамПо данным МИД Киргизии, за 2025 год удалось исключить из российского реестра почти 130 тысяч соотечественников. Такой результат стал возможен благодаря комплексу мер: содействию в легализации статуса, организации добровольного возвращения на родину и урегулированию документов через консульские учреждения. Однако десятки тысяч киргизских мигрантов не воспользовались предоставленными возможностями — они не оформили продлённые сроки пребывания и не прошли необходимые процедуры для легализации. В результате, многие из них оказались в "серой зоне" по ряду причин: из‑за нехватки средств на оформление документов, недостаточной информированности о процедурах или страха перед депортацией, который мешает обратиться в официальные инстанции.
То есть люди сами не озаботились своей проблемой и получили логичный результат.
Но!В киргизских соцсетях разгорелась бурная полемика. На фоне эмоционального накала звучали призывы к "симметричному ответу".
Одна из жительниц Бишкека заявила:"Тогда надо поднять вопрос россиян, отсиживающихся в нашей стране, и выдворять их вместо того, чтобы принимать их тут и гражданство давать".
Не менее враждебно была настроена барышня (хотя, кто их знает в этих интернетах_ с ником Anara M.:
"Нужна ответка. Мигрантов из России — всех назад!".
Часть комментаторов связала проблему с внутренними экономическими вызовами. Санжарбек З. отметил:
"Минимальная зарплата у нас тут 3 000 сомов (чуть менее 2 700 рублей). Кто будет работать за такие деньги из всех в этом списке? Это выгодно только байманапам: чем больше кандидатов на рабочее место, тем меньше можно им платить. Для народа это падение доходов и уровня жизни".
Получается, в целом в Киргизии люди и сами прекрасно понимают истинные причины происходящего. Однако, иногда, не в силах избавиться от тревоги, начинают самую настоящую истерику.
Хочу сразу отдать должное части киргизских чиновников, которые, всё же, пытаются найти баланс между необходимостью защитить граждан и стремлением сохранить партнёрские отношения с Россией. В публичных выступлениях, конечно, звучат осторожные призывы к "смягчению политики" со стороны Москвы. Аргументы наших соседей просты и всем известны:
Во‑первых, Россия нуждается в киргизских трудовых мигрантах для покрытия дефицита рабочих кадров в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. Во‑вторых, депортация может привести к социальным проблемам в семьях, где мигранты — единственные кормильцы. В‑третьих, Бишкек заинтересован в сохранении диалога, чтобы избежать эскалации конфликта. И вашим, и нашимВ то же время, власти Киргизии пытаются найти положительные стороны и в возвращении мигрантов. По словам Кулубаева, их можно задействовать в реализации инфраструктурных проектов, развитии сельского хозяйства и модернизации промышленных предприятий. В общем, как я вижу, все пытаются усидеть на всех стульях в этой полемике. Нет ни правых, ни виноватых, но зло срывают почему-то на России. Странная ситуация.
Эксперты, кстати, уже сейчас предупреждают: без комплексного решения проблемы через диалог на уровне правительств ситуация может усугубиться. Возможные сценарии включают усиление взаимных ограничений на въезд, рост нелегальной миграции и теневого рынка труда, а также ухудшение межгосударственных отношений из‑за "миграционных войн". Сейчас же, как по мне, конфликт остаётся в зоне "горячих" обсуждений, где эмоции перевешивают рациональный анализ, а требования радикальных мер звучат громче, чем предложения по поиску компромиссов.
Как бы там ни было, я думаю, что лучший вариант для России – это оргнабор. И тогда все проблемы будут решены. Киргизии к этому выбору, в любом случае, придётся приспосабливаться.
Свежие комментарии