
В чём ошибся высокопоставленный генерал, сгубивший тысячи бойцов на фронтах СВО? За что мстил бойцам комполка? Что за "проклятье Сердюкова" висело над нашей армией? Откровения мобилизованного подполковника запаса с позывным "Гудвин", попавшего в ту же неприглядную историю с командиром-самодуром, как и его боевой тёзка-дроновод, — в публикации Царьграда.
Три года назад, осенью 2022-го началась частичная мобилизация. 300 тысяч по большей части гражданских людей ушли защищать Родину. И защитили — сдержали украинский контрнаступ 2023 года.
Сейчас, когда ходят слухи о второй волне мобилизации, Царьград продолжает рассказывать о том, с чем столкнулись те, кто ушёл на фронт в первую волну. Это необходимо знать, чтобы не повторить ошибок. Наш сегодняшний герой — мобилизованный подполковник запаса с позывным "Гудвин".
"Проклятье Сердюкова". На Украину входили как на парад"Гудвин" покинул ряды Вооружённых сил в 2014 году — вскоре после сердюковской реформы. Он думал, что начавшаяся СВО продлится месяца три. У него было немало друзей в действующей армии, и он знал, что некоторые десантные подразделения в феврале 2022-го входили на Украину с комплектами парадной формы.
Но уже на третий месяц стало ясно, что спецоперация забуксовала. И "Гудвин" подал заявление в военкомат. В то время неподалёку формировалась артиллерийская бригада. И его брали туда командиром артдивизиона. Он отдал документы районному военкому.
Но система документооборота Минобороны "Алушта", созданная в 2012 году как раз при Сердюкове, всё время "глючила": в течение трёх месяцев чиновникам не удавалось загрузить в неё документы "Гудвина" — они сохранялись не полностью или с ошибками.
Уйти на фронт удалось только с началом частичной мобилизации.Его определили зампотехом во вновь формируемый полк. Никакого подбора будущих бойцов с учётом их бывших военных специальностей не велось. Главным было просто "закрыть план" — набрать нужное количество людей. Но поскольку "Гудвин" в военкомате за три месяца уже примелькался, ему позволили самому отбирать себе подчинённых из мобилизованных по их личным делам.
Он полагал, что за 10 лет после отставки Сердюкова в Вооружённых силах многое изменилось к лучшему. Но увидел примерно то же, от чего уходил.
Их полк, по словам "Гудвина", получил 10 процентов от положенной техники. Артиллерийские орудия были вроде после ремонта, но по факту — без колёс. Новые колёса по пути покупали на грузовых шиномонтажах. Зампотех "Гудвин" и бойцы тратили на них свои деньги, хорошо хоть хозяева шиномонтажей входили в положение — продавали колёса подешевле.
КамАЗы полк тоже получил, но по многим позициям неремонтопригодные — комплектующие к ним когда-то делали на Украине, заменить их было нечем, выручала русская смекалка.
По старинке готовили и личный состав. Куратор-генерал проводил занятия по тем же правилам, по которым "Гудвина" обучали ещё 30 лет назад в училище, а затем в академии, хотя уже было понятно, что идёт совсем другая война. Ни одного инструктора, имеющего опыт боевых действий в зоне СВО, в полк тогда не прислали.
Вопросы без ответовГраницу с Украиной пересекали в ночи. В кромешной тьме их завезли в какие-то лесополосы, не объяснив, где именно они находятся и кто соседи. А рядом располагалась кочующая артиллерия — самоходки. И когда те ночью вдруг открыли огонь по противнику, в полку многие решили, что стреляют не свои, а чужие — стреляют по ним. Бойцы рассредоточились в темноте кто куда, даже началась перестрелка, к счастью, обошлось без жертв.
Мой принцип — никогда не отчаиваться. Но меня интересует, состоится ли после войны "разбор полётов", будет ли дана правовая оценка всем вот таким действиям, приводившим к неоправданным жертвам?
— задаётся вопросом "Гудвин".
Нормальной связи в их полку не было изначально. Поэтому приходилось использовать дешевые китайские рации "Баофенг". Начали пользоваться старой доброй проводной связью, но у неё другой недостаток: провода перебиваются осколками, линейщики полка не успевали латать порывы.
Дронов в полку не было. Первый, который купили за 300 тысяч рублей, пролетал недолго. Его сбила ПВО.
У "Гудвина" копились вопросы:
Куда подевались самые простые ручные дымовые гранаты РДГ, дымовые шашки ДМ-11, УДШ, БДШ, которыми можно было бы закрывать от дронов лесополосы при передвижениях в них наших подразделений? Технология простая: определили интервалы пусков в зависимости от ветра, например восемь раз в день, поставили "дымы" — и бойцы более-менее спокойно передвигаются и выполняют задачи. Раньше этих "дымов" было полно на складах. Где они?
Ошибка СырскогоВ мае 2023 года мобилизованных отправили под Бахмут занимать позиции, оставляемые ЧВК "Вагнер". Войсками противника на том направлении командовал нынешний главком ВСУ генерал Александр Сырский. Он решил воспользоваться ситуацией. Обращался к вэсэушникам:
"Вагнера" больше нет, а те части, которые пришли ему на замену, явно недотягивают до его уровня.
Под этим оптимистичным лозунгом украинские войска перешли в контрнаступление на флангах Бахмута, чтоб взять только что освобождённый город в клещи. Но Сырский ошибся в расчётах. И сорвали это наступление мобилизованные. Разумеется, не только они, но их вклад значителен.
В мае 2023 года первоначальных мобилизованных командиров стали заменять действующими участниками СВО. Отношения у этих молодых боевых офицеров и набранных по мобилизации офицеров-ветеранов не всегда складывались. Им прислали нового комполка с позывным "Мираж". У "Гудвина" начался с ним конфликт после того, как "Мираж" собрался в двухнедельный отпуск — у него заболела мать.
Из зампотехов в штурмовики"Мираж" приказал подготовить машину. Сказал, что берёт с собой замполита — тот будет у него за водителя. Я попросил его оформить приказ документально. Потому что, во-первых, машина была и на фронте нужна, во-вторых, любая поездка — это расход топлива и моторесурса, за которые надо отчитываться. В третьих, если бы машину по пути подбили или она попала в аварию, да ещё выяснилось бы, что за рулём сидел не штатный водитель, отвечать бы пришлось зампотеху. "Мираж" ругался, угрожал, в итоге всё-таки оформил приказ, как положено, но на меня закусился.
После этого "Мираж" перевёл подполковника "Гудвина" из зампотехов в начальники артиллерии, потом — в командиры штурмовой роты, которую сформировали из подлеченных раненых, доставленных в полк из госпиталя двумя КамАЗами (по словам "Гудвина", двое из этих штурмовиков еле ходили, а у одного была перебита рука).
Двух взводных и замполита в эту роту прислали из лагеря для "пятисотых", куда попадали не только дезертиры. Например, замполит, позывной "Медведь", ждал документов на увольнение по болезни. Но перед самым "дембелем" поругался с командиром: тот вызвал военную полицию — и "Медведя" доставили в этот лагерь, а оттуда… снова на фронт "искупать вину".
Уже через три дня вновь сформированной роте "Гудвина" поступил приказ: срочно отправляться в Берховку на севере Бахмута — занимать позиции, оставленные ЧВК "Вагнер".
Я предварительно съездил в тот район. Мне показали на карте нашу будущую позицию, сказали, что она хорошая — вся в бетоне. Прибываю на место и вижу сыпучие блиндажики, прикрытые ветками. Узнаю от командиров соседних подразделений, что эта позиция — самая гиблая, потому что находится в низине и постоянно обстреливается вражеской артиллерией.
Но "Гудвин" проверил поблизости никем не занятую лесополосу. И по согласованию с соседями завёл свою роту туда.
Они заскочили в этот лесок без потерь, развернулись и обжились.
Как на войне остаться человекомВойна — это грязь, пот, холод, смерть. Ты становишься нормальным воином, когда во всём этом можешь организовать отдых и быт,
— говорит "Гудвин" .
У него свои понятия о доме на войне. Для того чтобы люди психологически отдыхали, он, например, приказал нары в блиндажах завешивать шторами, за которыми бойцы могли побыть наедине с собой.
Его рота не несла потерь до тех пор, пока от "Миража" не поступил новый приказ — выделить 14 человек в помощь группе спецназа.
Я связался с командиром этой группы, спросил, на какую задачу ему нужны 14 бойцов. Он ответил, что необходимо зачистить пару домов, и нужны ему не 14, а всего двое — подтаскивать ящики с боеприпасами. Докладываю об этом "Миражу", слышу: "Я сказал 14 — значит, 14. Выдвигайтесь!". Ну и в итоге от такой скученности у нас было трое "300" (раненых) и двое "200" (погибших). Командира взвода накрыла мина-"Полька", он успел прикрыть бойца, который был рядом. Второй человек погиб, получив осколок в живот.
https://tsargrad.tv/articles/mobilizovannye-volki-vojny-suro...
Там в Берховке наши бойцы блокировали группу противника в одной из лесополос. Перекрыли огнём подвоз боеприпасов и вывоз раненых — подбивали все двигавшиеся машины. Стояла жара, а у вэсэушников закончилась вода. Они решили сдаться. И на глазах "Гудвина" и его товарищей разыгралась такая сцена:
В 11 утра из лесополки вышли и двинулись вдоль неё в нашу сторону 14 человек, они несли одного раненого. Мы не стреляли, было понятно — сдаются. Но этих украинцев срисовали украинские дроны. И по ним ударили кассетными боеприпасами. Они разбежались, залегли. Но все 15 там и остались — свои же зачистили их кассетами.
После Берховки "Гудвин" был отправлен в Клещеевку. Вместе с ним туда ехал командир инженерной службы полка — мобилизованный "Круглый", переведённый "Миражом" со своей должности в командиры взвода ПТУР.
Его жена писала на "Миража" жалобы — обвиняла в поборах, и тот сослал её мужа на передовую. Он не имел представления о том, как должны работать птуристы, по дороге в Клещеевку расспрашивал об этом меня. И вскоре пропал без вести. Как и зампотыл полка — мобилизованный бывший полковник МЧС с позывным "Быстрый". Он встретил смерть в свой день рождения, после того как накануне "Мираж" отправил его вместе с замполитом заводить подразделения на позиции,
— вспоминает "Гудвин".
Его самого Бог от такой участи уберёг. Во время штурма "Гудвина" зашвырнуло взрывом в подвал, и он получил серьёзные переломы. После этих увечий война для него закончилась.
Справедливость торжествует?В госпитале "Гудвин" прошёл онлайн-обучение по программе "Время героев", но пока не может определиться со своим будущим на гражданке, потому что никак не может из армии уволиться.
Во-первых, продолжает глючить система "Алушта" — когда "Гудвин" получал документы на увольнение, заметил, что в них куда-то пропали два месяца боевых действий. И эти документы до сих пор переделываются. Во-вторых, военно-врачебная комиссия выдала ему заключение, что его травмы получены не на войне, а в результате "общего заболевания", и сейчас "Гудвин" направил по этому поводу документы в Следственный комитет.
Ну а бывший командир полка "Мираж" нынче под следствием. Недавно его арестовал Курский гарнизонный военный суд. Ещё в 2023 году жёны и матери мобилизованных массово жаловались на "Миража". С того времени он дослужился до заместителя командира бригады. Но недавно было возбуждено уголовное дело о превышении им должностных полномочий с применением насилия.
До Бахмута у него не было ни одного ордена Мужества. А через полгода мне прислали фото, на котором их у него уже три,
— усмехается "Гудвин".
Телеграм-каналы пишут, что за формулировкой "превышение должностных полномочий" скрывается организация в полку системы поборов, а также то, о чём рассказал "Гудвин", — отправка "неудобных" военнослужащих на верную гибель.
Свежие комментарии