
Интернет гудит, как трансформаторная будка: каждый день новые "сливы", новые "отставки" и новые "кандидаты на вылет". Через сутки всё меняется – и те же источники раскладывают всё по-новому. Картина будто бы похожа на правду, но каждый новый закулисный слух – анонимный и противоречащий. Откуда эта суета?
Зачем накручивать ощущение нестабильности там, где её нет? И главное, кому выгодно изображать правительство таким шатким?Карусель инсайдовТелеграм-ресурсы из сетки беглого олигарха, иноагента, экстремиста и террориста Михаила Ходорковского* выдали очередной "слив": глава Минздрава Михаил Мурашко, утверждают они, проверяется на коррупцию. Формула типичная, как и все подобные "инсайды". Анонимные "силовики", "источники в АП" – рассказы о коррупционных схемах, морализаторская ремарка "страдают рядовые россияне". И ни одного факта, который можно проверить.
Пока этот вброс разгоняли, соседние иноагентские сеточки переключились на другую цель. За пару дней они успели объявить "главным кандидатом на вылет" министра экономики Максима Решетникова, также без ссылок и фактов, но с обвинениями в "вопиющей неэффективности". Список жертв меняется, логика – нет.
В этих каналах непрерывно крутится карусель, которая каждого министра по очереди объявляет "слабым", "коррумпированным" или "недееспособным". Сегодня льют на Минздрав, завтра – на Минэк, послезавтра – на Минфин. Важно не содержание, а непрерывность.
Особенно достаётся многострадальному Шойгу.
Хотя экс-министру обороны и нынешнему секретарю Совбеза можно было бы задать немало вопросов (на кое-какие из них отвечают следователям сейчас его бывшие замы Иванов, Булгаков и Попов, а также целый ряд высокопоставленных генералов).
Критика действий, а ещё больше бездействия (как тут не вспомнить некоторых ныне покойных людей) сделала его "мишенью" с самого начала СВО. Да, это так – он был своего рода "раздражителем", на который всегда реагировала аудитория.И после того как под ним набралась целая плеяда череда "посаженных" замов, нет-нет да и ввернёт бойкий писака фамилию из пяти букв – и легко пожинает на этом благодарную реакцию аудитории. И всё. Дальше можно просто собирать сливки в виде реакций и опровержений.
Кадырова вот, например, и вовсе раз в год "хоронят" и несколько раз в месяц отправляют в ЦКБ с "неизлечимым заболеванием". То "Путина он раздражает", то сам он "не хочет руководить", то ещё что-то в этом духе.
Именно так эта схема и работает. Не нужно документировать обвинения. Достаточно раз за разом менять имена, чтобы у массового читателя возникло чувство постоянной турбулентности.
Всё правильно, всё сходится – ребёночек не нашА почему вбросы оппозиционных каналов выглядят настолько правдоподобно, что на них каждый раз ведутся читатели? И репостят, и верят.
Вопрос несложный. Потому что, увы, нет дыма без огня.
Ну вот взять, к примеру, "наезд" в адрес главы Минздрава Мурашко. Всем прекрасно известно, что госзакупки в сфере здравоохранения (не только, но и там тоже) нередко вызывают вопросы относительно их прозрачности и объективности. Рынок фармы, на котором, как утверждают "инсайдеры", обогащаются "приближенные к министру фирмы", – сложный и запутанный.
А к оборотам типа "закупки у друзей-поставщиков" и откатам за них же все в России привыкли из новостей, как к печальной реальности. Вспомните, к примеру, скандалы с приобретением томографов по завышенным ценам во время пандемии – сколько их было, по всей стране ведь!
Да что там, только с начала нынешнего года в коррупционных преступлениях обвинили 17 высокопоставленных чиновников (областных министров и их замов) из системы здравоохранения в 13 регионах России. Один из последних прогремел буквально пару недель назад: СКР возбудил уголовное дело против экс-главы Минздрава Владимирской области Валерия Янина, которому инкриминируют закупки почти полусотни наркозно-дыхательных аппаратов в интересах трёх фирм.
И никто не удивится, услышав вновь, только покачает головой, лишний раз убедившись в непобедимости зла – "и ты, Брут".
И пусть никаких реальных подтверждений нет, главное – достаточно указать "инсайд из АП, Кремля, правительства, министерства", и этого будет довольно: "недовольны работой", "кресло шатается".
Читатель-то верит – или, по крайней мере, не видит смысла проверять, так это или нет.
Есть и другая причина плодотворности инсайдов. В первую очередь они делаются в адрес ведомств, где проблем выше крыши либо в сфере, которую они курируют. Где огромные сложности, там и проблемы, там и повод для хайпа или будоражащих слухов.
Вот и тиснет какой-нибудь ноунейм зловещий постик в раскрученном канале: "Над NN сгущаются тучи… в Кремле недовольны… дни его сочтены". И хоть все видят, что пост тот и плевка не стоит, в обозначенном ведомстве сразу начинают пересылать пост друг другу, многозначительно перемигиваться, озабоченно сочувствовать, играя на нервах у заклятого коллеги по подковёрной грызне за кресла и бюджеты. Ничего личного, только бюрократия и её внутренние законы.
А может, не враги, а "самострел"?Часть таких сливов может идти вовсе не от оппозиции. То, что выглядит разоблачением, иногда является "самострелом", поясняет обозреватель Царьграда Андрей Пинчук:
У многих чиновников есть такая тактика: когда они чувствуют, что под ними реально качается кресло, они сами и инициируют в отношении себя какие-то компрометирующие сливы, именно у оппозиционных каналов. Зачем? Все знают правило: если враг тебя ругает, значит, ты всё делаешь правильно. Есть такой предохранительный механизм у подобных сливов.
А среди министров, будем честны, не должно быть несменяемых персонажей вне зависимости от критики оппозиции либо кого бы то ни было ещё. Провалил работу – будь любезен, ответ креслом. Так справедливо. И вот тогда не будет нужды ни что-то придумывать про себя, ни дрожать, если это реально написали враги (не личные, а государства, поскольку такие выпады вредят стране).
В 2026 году будут выборы в Государственную Думу, напомнил Пинчук. И хотя в России не коалиционное правительство, в котором депутаты делегируют министров в состав кабмина, по факту это, однако, происходит. А значит, какая-нибудь партия в ходе закулисного торга может "всунуть" своего человечка в правительство. Этот фактор тоже надо учитывать, поясняет эксперт.
Получается двойная иллюзия. С одной стороны, оппозиционные сетки неустанно генерируют потоки слухов без доказательств. С другой стороны, однако, часть этой мишуры рождается внутри самой бюрократии. В итоге читатель получает поток противоречивых сигналов, которые выглядят как хаос, но в сухом остатке создают давление и почву для манипуляций.
Путин не читает анонимные каналыВпрочем, реальные кадровые решения в России принимаются иначе. Ни один анонимный ТГ-ресурс не может влиять на перестановки в правительстве, подчёркивает политолог Илья Ухов:
Сейчас принят федеральный бюджет, его надо исполнять. И есть большие вопросы – общественность задаёт вопросы по поводу новых отчислений, тарифов и так далее. И это всё нужно балансировать, нужно и экономику не угробить, и бюджет наполнить, чтобы выполнять социальные обязательства.
Можно писать в бесконечных телеграм-каналах, что вот-вот кого-то отправят в отставку, но это не влияет на решение первого лица, продолжает эксперт:
Владимир Владимирович принимает решения, не читая анонимные каналы. Он прекрасно знает, кто как работает. Поэтому в лучшем случае вбросы можно просто расценить как поднятие общего градуса социального недовольства в стране и создание беспочвенных, алармистских настроений, элемент психологической войны, направленный просто на общую дестабилизацию.
Наиболее яркий публичный образчик таких "инсайдов", отмечает Ухов, – иноагент-профессор Соловей**, который всё время заявляет, что "все давно умерли, а страной управляют не то из морга, не то из крематория". В чистом виде хайп и попытка посеять атмосферу недоверия в обществе, резюмирует политолог.
Простая логика: если эти "инсайды" не могут изменить состав правительства, значит, их задача – не перестановки. Их задача – настроение общества. Нагнетать тревогу, размывать ощущение устойчивости, формировать хроническое недоверие.
Что с того?Когда такие вбросы крутятся неделями, они начинают работать как привычный фон. Человек перестаёт различать, где слух, где факт, и у него остаётся только общее чувство, что наверху всё шатко и вот-вот рухнет. Именно это и нужно тем, кто запускает карусель, – не разоблачить недостатки, а посеять сомнение и неверие в завтрашний день. Чтобы, когда кому-то захочется плеснуть бензина, огонь уже тлел.
Но с этим ничего не поделаешь – клеветники безопасно работают за рубежом, под прикрытием иностранных спецслужб.
А вот тем, про кого они пишут, хотелось бы дать один простой совет.
Слушайте, ну всё же ведь очевидно: наведите порядок в своих ведомствах. Делайте свою работу. Вот вам простой пример: пришёл Белоусов к руководству Минобороны, началась зачистка, стали решать насущные вопросы. Да, критика по-прежнему есть, и это нормально. Не ругают того, кто ничего не делает. Другой вопрос, есть перемены, и они заметны всем.
Читателям же скажем так: если реально кого-то соберутся отправить в отставку – мы вам непременно об этом расскажем, без хайпа, честно и оперативно.
* Михаил Ходорковский – внесён в реестр иностранных агентов, признан в России экстремистом и террористом.
** Валерий Соловей – внесён в реестр иностранных агентов в России.
Свежие комментарии