На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 340 подписчиков

От рецессии в Штатах – к кризису в России: Две экономики связаны политикой

Вечер 24 марта (в Москве была глубокая ночь), возможно, стал историческим для экономики США. Там произошла «инверсия кривых доходности», что традиционно предшествует серьёзному экономическому спаду.

Поясним на простом примере. По всем финансовым законам более долгие вложения предполагают бо́льшую доходность. Зайдите на сайт любого банка, посмотрите предложения по депозитам. Максимальный процент вы получите при максимальной сумме, умноженной на максимальный срок. Вот Сбербанк, вклад «Сохраняй». Положите 100 тысяч рублей на полгода, и вам дадут 5,20-5,22% годовых. Положите 2 миллиона на три года – и это будет уже 5,75%, а с капитализацией процентов все 6,26%. И так везде.

Но только не в трежерис – облигациях государственного долга США. 24 марта облигации со сроком погашения три месяца стали давать годовую доходность выше, чем облигации на десять лет. А это может означать одно из двух: или инвесторы больше не верят в американскую экономику, или же кто-то очень влиятельный хочет запутать весь мир. Ибо психологическое значение пересечения двух кривых огромно. И в 1990-м, и в 2001-м, и в 2008 годах инверсия вела к спаду ВВП США, причём этот спад начинался примерно через 300 дней после первой фиксации превышения доходности трёхмесячных облигаций над доходностью десятилетних.

Как было раньше

Что ждёт Россию в этом вполне вероятном случае? Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим, как развивались дела в нашей стране при трёх предыдущих инверсиях и следовавших за ними рецессиях.

1990-91 годы. Война в заливе, рост цен на нефть, снижение доверия потребителей и, как следствие, спроса. Говорить о том, что это как-то отразилось на советской/российской экономике, сложно, потому что эта экономика уже коллапсировала совершенно независимо от нефти, зарубежных войн (уже полыхали внутренние конфликты) и американских бумаг. А американцам победа в Персидском заливе дала мощный стимул для нового экономического роста.

Фото: ilolab / Shutterstock.com

2001 год. Очень странный «кризис доткомов» – одновременное падение акций высокотехнологичных компаний, которые просто немного опередили своё время. Россия, пережившая катастрофический (но и очистительный) спад экономики двумя годами ранее, просто не заметила американских проблем и на полном ходу вкатывалась в «сытые нулевые».

2008 год, наиболее памятный. Массовые неплатежи по ипотечным кредитам и резкий рост инфляции в США ударили тогда по всему миру, и одной из самых пострадавших стран оказалась как раз Россия. Упоённые безудержным ростом тех самых «сытых нулевых», власти и бизнес до последнего закрывали глаза на события в мире – в результате столкнулись с чудовищным оттоком капитала и резким снижением доступности зарубежных кредитов. Именно тогда правительство дало команду спасать частные компании через их скупку, и началось огосударствление экономики, не прекратившееся и по сей день. Но тогда эти меры помогли избежать массового закрытия предприятий и безработицы.

Что происходит сейчас

Как видим, никакого общего правила нет, но закономерность видна: Россия пострадала тогда, когда у неё внешне всё выглядело хорошо. В других случаях сработал принцип «не было бы счастья, да несчастье помогло»: у России было столько собственных проблем, что американские невзгоды её по большому счёту не затрагивали.

Что ж, давайте посмотрим, есть ли, помимо суеверного страха перед скрещиванием кривых, другие основания для скорой рецессии в США.

Экономическую ситуацию в этой стране можно описать выражением «Слишком хорошо – это тоже плохо». Прожжённый бизнесмен Дональд Трамп, находящийся у власти всего два года, немало преуспел за это время.

Президент США Дональд Трамп. Фото: www.globallookpress.com

Благодаря снижению налогов и стимулированию производства в США сейчас наблюдается минимальная безработица за много лет – 3,7%, причём снижение продолжается, а многие отрасли имеют проблемы с наймом персонала. В этих условиях, однако, растёт риск кризиса перепроизводства (произведённую продукцию, равно как и услуги, становится всё труднее продавать).

Федеральная резервная система явно работает против Трампа, постоянно повышая ключевую ставку, а с ней и курс доллара. Чем дороже твоя валюта – тем труднее экспортировать товары и услуги. Трамп убеждён, что без противодействия ФРС экономика США росла бы на 4% в год.

Впрочем, итоги двух лет его правления и так неплохи: 2,5% и 3,1%; другой вопрос, что авторитетные американские экономисты (Бюджетное управление Конгресса США, Moody's Analytics) ещё в середине 2018 года единодушно говорили о прекращении действия фискальных факторов (то есть роста экономики благодаря снижению налогов и увеличению госдолга).

Чего ожидать в будущем

Итак, факторы в пользу рецессии в США:

  • рост мировой экономики в целом замедляется;
  • Евросоюз уже сейчас находится на грани рецессии;
  • торговая война США с Китаем дорого стоила обеим странам и темпы роста в Китае сейчас минимальные за два десятка лет;
  • антимигрантские меры Трампа «охлаждают» экономику США, лишают её притока дешёвой рабочей силы;
  • в ФРС что-то знают, иначе не допустили бы инверсии доходности, ведь банки просто не могут зарабатывать деньги в таких условиях: депозиты для них становятся дороже кредитов, а удорожание кредитования – мощный удар по экономическому росту;
  • платить по ещё более разбухшему государственному долгу хоть в какой-то форме, но всё-таки нужно, а это деньги, уходящие из экономики.

Что всё это значит для России?

  • Наши темпы роста невелики, а товары доступны. При снижении мировых доходов мы становимся конкурентоспособнее.
  • Чем больше другие страны запрещают друг другу, тем больше у нас возможностей на этом сыграть. Наши масштабы, увы, несравнимы с американскими или китайскими, но оба гегемона мечтают воспользоваться Россией против соперника.
  • Дешёвой рабочей силы у нас сколько угодно, проблема лишь с квалифицированной.
  • После почти полного ухода России с рынка трежерис стоимость рубля де-факто привязана к стоимости нефти, а не к ценным бумагам, своим или чужим.

Таким образом, вполне вероятное снижение ВВП США, которого можно ожидать через 300-400 дней, не отразилось бы на России ровным счётом никак, если бы речь шла только об экономике.

Фото: Roman Sigaev / Shutterstock.com

За пределами экономики

К сожалению, существует классический способ отвода глаз от экономических проблем через политические шаги. Этим пользуются в любой стране, включая Россию, и если администрация Трампа решит перед выборами 2020 года отвлечь внимание от рецессии через внешнеполитическую активность, эта активность, скорее всего, будет антироссийской.

Сами по себе американские санкции России безразличны, объём межгосударственной торговли ныне смехотворен, но, к сожалению, введённые Вашингтоном ограничения соблюдаются практически во всём мире и, что самое главное, – в Евросоюзе и Китае, основных наших торговых партнёрах. Выработать иммунитет против санкций, построить контуры самодостаточной экономики мы, к сожалению, пока не смогли, да и не могли успеть после четверти века участия в развесёлой глобализации.

Так что, вполне возможно, расплачиваться за перекрещение американских кривых и экономические проблемы Северной Америки придётся и нам в том числе. Независимость сто́ит дорого, но зависимость – много дороже.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх