
Китай и ряд других стран активизировали политику дедолларизации в международной торговле, расширяя использование национальных валют и наращивая золотые резервы. Всё для того, чтобы снизить негативное влияние санкций.
Опасаясь санкционных рисков со стороны США, Китай и другие государства активизируют усилия по отказу от доллара в международных расчётах.
Хотя эта тенденция ведёт к фрагментации глобальной торговой системы, она не способна в ближайшее десятилетие поколебать позиции американской валюты как ведущего мирового платёжного средства и резервного актива. Доминирование доллара обеспечивается размером и ликвидностью финансовых рынков США. Об этом пишет Иносми, ссылаясь на Stratfor.Тем не менее, правительства ряда стран стали активнее использовать в международных расчётах национальные валюты. Китай, долгие годы продвигающий интернационализацию юаня, после введения санкций против России значительно ускорил этот процесс. Хотя структура глобальных валютных резервов изменилась незначительно, с 2022 года центральные банки резко нарастили закупки золота, что свидетельствует о стремлении диверсифицировать активы на фоне санкционных угроз и нестабильности экономической политики США.
Доля доллара в резервах центробанков составляет 58%, что ниже пика в 71% в 2001 году, но всё же выше, чем в 1995 году. При этом с 2022 года закупки золота (в тоннах) выросли более чем вдвое по сравнению с периодом 2016-2021 гг., а его доля в резервах увеличилась с 10% до примерно 25%.
Доллар остаётся ключевой валютой для международной торговли: на него приходится 96% торговых счетов в Америке, 74% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 79% — в остальном мире.
В Европе доминирует евро (66%). Согласно данным SWIFT, доля доллара в международных платежах в середине 2025 года составляла 47%, тогда как юаня — менее 3%. Более того, 90% внебиржевых валютных операций так или иначе связаны с долларом.Главным драйвером дедолларизации стали санкции. Зависимость от американской валюты делает страны, вступающие в противоречие с США, уязвимыми для финансовых ограничений, что негативно влияет на торговлю. Кроме того, опасения относительно устойчивости доллара из-за растущего госдолга США также подталкивают центробанки к диверсификации.
Китай продолжит политику дедолларизации, особенно в расчётах с азиатскими партнёрами. Благодаря масштабам своей экономики и роли в мировой торговле Пекин оказывает наибольшее влияние на диверсификацию валют. Однако американские и европейские экспортёры по-прежнему предпочитают доллар и евро из-за их ликвидности, в то время как азиатские партнёры Китая более склонны использовать юань.
Китай не ставит цели заменить доллар, а стремится снизить свои риски. Для этого он развивает собственную межбанковскую платёжную систему, продвигает юань в корзине СДР МВФ, упрощает доступ нерезидентов к активам в юанях и расширяет сеть валютных свопов.
Более широкое использование юаня в торговле повысит её стоимость из-за меньшей ликвидности, но не приведёт к значительным сбоям. Доля юаня в китайской внешней торговле выросла с 40% в 2020 году до 52% в 2024-м, а доля доллара сократилась с 54% до 43%. В мировом торговом финансировании доля юаня к середине 2025 года достигла почти 6% против 2% в 2022 году.
Тем не менее, растущее использование юаня в торговле Китая окажет лишь ограниченное влияние на его глобальную роль. Структурные ограничения, включая закрытые рынки капитала, не позволят юаню бросить вызов доллару. Третьи страны будут предпочитать американскую валюту из-за её доступности и низких транзакционных издержек, если только не будут опасаться санкций.
Широкий доступ к финансовой системе США поддерживает спрос на долларовые активы. Хотя Китай упростил для иностранных центробанков доступ к рынку государственных облигаций, юань остаётся малопопулярным для выпуска международных займов и ценных бумаг.
Частичная дедолларизация не подорвёт превосходство доллара и не усилит значительно влияние Китая. Юань станет более заметным в расчётах с мелкими партнёрами, но для смены глобального лидера потребуются серьёзные провалы в политике США, такие как дефолт или введение контроля за капиталом. Альтернативы в лице евро, йены или фунта ограничены их собственными структурными проблемами.
Таким образом, доллар сохранит доминирование, а юань останется нишевой валютой для платежей, неспособной заменить американскую валюту в качестве основной единицы для торговли сырьём или средства сбережения.
Свежие комментарии