
По оценке вице-президента РПА Армена Ашотяна, премьер-министр Армении Никол Пашинян поставил крест на собственной политической карьере, отвергнув предложение по переговорам 2019 года. Так заявил Ашотян, комментируя опубликованный правительством документ по карабахскому урегулированию — «Декларацию о первом этапе и дальнейших шагах в нагорно-карабахском урегулировании».
Ранее во вторник правительство Армении обнародовало пакет документов, на основании которых велись переговоры по Нагорному Карабаху до 2020 года. Премьер-министр Никол Пашинян анонсировал публикацию в начале ноября в ответ на требования оппозиционных сил.
На официальном сайте кабинета министров размещены 13 файлов. Среди опубликованных материалов — проект, обсуждавшийся в Казани в 2011 году. Также обнародованы предложения посредников 2019 года, письмо третьего президента Сержа Саргсяна президенту РФ Владимиру Путину от августа 2016 года и ряд других документов, использовавшихся в ходе переговорного процесса.
По словам Ашотяна, в июне 2019 года Пашинян скрыл от общественности детали достигнутых договорённостей, несмотря на предыдущие обещания решать судьбу Нагорного Карабаха совместно с народом. Он напомнил, что премьер неоднократно отрицал наличие переговорных материалов, несмотря на заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова о передаче соответствующего документа.
"Сегодня опубликовано предложение по переговорам от июня 2019 года. Никол Пашинян — подлый лжец", — заявил Ашотян.
Он также указал на несоответствие датировки одного из перечисленных документов: в скобках стоял 2016 год, а далее без скобок — 2019 год.
По его мнению, такое оформление могло создать впечатление, будто материал относится к времени президентства Сержа Саргсяна. Ашотян убеждён, что это было сделано целенаправленно.Вице-президент РПА отметил, что текст предложения в контексте того периода представлял собой приемлемую основу для переговоров и что в современных условиях аналогичный вариант был бы максимально выгоден для Еревана. По его утверждению, действия Пашиняна привели не только к сокрытию документа и, как он выразился, к «торпедированию конструктивного процесса вокруг МГ ОБСЕ». Они также создали дипломатические предпосылки для военных действий со стороны Баку.
Ашотян процитировал шестой пункт опубликованного документа, согласно которому окончательный статус Нагорного Карабаха должен был определяться путем всенародного голосования под эгидой ООН или ОБСЕ, результаты которого имели бы обязательную силу в соответствии с международным правом. Он подчеркнул, что в 2019 году у Еревана имелась возможность вести переговоры, опираясь на этот механизм, который предусматривал международно-правовое закрепление права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, однако соответствующего шага со стороны Пашиняна сделано не было.
Оппоненты главы правительства неоднократно требовали обнародовать материалы переговорного процесса. Они утверждали, что в опубликованных документах отсутствовал пункт о принадлежности Нагорного Карабаха к Азербайджану, в отличие от позиции Пашиняна, заявлявшего, что любой вариант урегулирования предусматривал именно это.
Утром 27 сентября 2020 года азербайджанские войска начали наступление в Нагорном Карабахе с широким применением авиации, бронетехники, артиллерии и ударных беспилотных летательных аппаратов. Боевые действия продолжались 44 дня. 9 ноября лидеры Армении, России и Азербайджана — Никол Пашинян, Владимир Путин и Ильхам Алиев — подписали заявление о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. В результате под контроль Азербайджана перешли семь районов: Джебраил, Зангелан, Кубатлы, Физули, Агдам, Кельбаджар и Лачин, а также Гадрутский район, город Шуши и ряд населённых пунктов Аскеранского, Мартакертского, Мартунинского, Шаумяновского и Кашатагского районов.
Спустя три года, на фоне девятимесячной блокады, азербайджанские вооружённые силы начали новое наступление, в результате чего оставшееся население Нагорного Карабаха было вынуждено покинуть свои дома.
Свежие комментарии