
Глава Минсельхоза Оксана Лут отрапортовала об успехах: "Мы не только обеспечили собственный рынок всем необходимым, но и стали мировой аграрной державой, поставляя свою продукцию в 160 стран мира", — заявила она на пленарном заседании в Госдуме. Между тем 60% подсолнечника, 90% картошки и немалую часть пшеницы в России до сих выращивают из импортных семян.
В магазинах не хватает то сливочного масла, то яиц, которые приходится завозить из Азербайджана и Турции. А цены на продукты растут.Лут — большая оптимистка, как и положено чиновнику её уровня. Конечно, поводы для удовлетворения есть. Русские полностью обеспечивают себя зерном, мясом, рыбой, растительным маслом и сахаром. Мы стали крупным экспортёром мяса, т. е. продукции с высокой добавленной стоимостью.
Между тем эксперты говорят о многочисленных проблемах. Одна из главных — импортные семена, без которых растениеводство страны может практически "лечь". С семенами ну просто беда. С одной стороны, мы полностью обеспечиваем себя растительным маслом и сахаром. С другой — не факт, что будем обеспечивать дальше.
Самая большая зависимость от импорта у нас по свёкле: 70-90% семян. На втором месте, около 60%, семена масличных культур. Прежде всего — подсолнечника и рапса,
— рассказывает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Что получается? Если нас лишают семян свёклы и масличных культур, то производство сахара и растительного масла автоматически падает в несколько раз! Вот вам и "продовольственная безопасность".
Или возьмём картошку — второй хлеб. Именно она — как продукт калорийный и лёгкий в выращивании — буквально спасала многие русские семьи от голода в 1990-х.
Реально стратегический продукт! Алексей Красильников, исполнительный директор Картофельного союза, рассказывает, что около 90% семян картофеля в России — импортные. По его словам, до 2024 года Россия ежегодно импортировала 11-13 тысяч тонн элитного посадочного материала из ЕС. Лидерами по поставкам были Нидерланды и Германия. Но осенью 2023 года Россельхознадзор запретил ввозить саженцы и семена сельхозрастений из Нидерландов. Сейчас завозят в основном из Германии и Белоруссии.В связи с этим участники рынка опасаются, хватит ли качественного семенного материала и самого картофеля для переработки,
— заявил Красильников.
Участники рынка опасаются правильно. По данным на 1 августа, Россия УЖЕ ввезла 850 тысяч тонн картофеля из других стран. До конца года, как считает Красильников, импортирует не менее миллиона. На проблему обратил внимания даже президент Владимир Путин.
Вчера встречался с представителями разных направлений бизнеса, в том числе агросектора. Картошки-то не хватает у нас, оказывается. Разговаривал с Александром Григорьевичем Лукашенко. Он говорит: "У нас уже всё продали в Россию",
— заявил президент.
Удивительно, правда? Маленькая, с населением в девять миллионов, братская Белоруссия, спасает огромную Россию от картофельного дефицита.
Сельское хозяйство у нас вроде бы развивается, а проблемы — то там, то здесь. Рынок разбалансирован. В первом полугодии этого года, например, сливочное масло вдруг подорожало аж на 38%. Как результат — продажи сократились на 14,7% год к году. Русские стали есть меньше масла.
Причина роста цен в том, что затраты на производство выросли. Только сырое молоко за год подорожало на 23,1%. Плюс увеличились расходы на услуги складов, логистику и различные ингредиенты,
— рассказывает зампред правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов.
А цены на яйца? С ноября 2023 по ноябрь 2024-го они подорожали на 15,7%, плюс возник их дефицит. Пришлось завозить товар из Турции и Азербайджана.
Кстати, вице-премьер Дмитрий Патрушев, курирующий сельское хозяйство, считает такую практику нормальной.
На внутреннем рынке для повышения доступности продовольствия и сдерживания цен периодически нужны стабилизационные меры. В первую очередь — льготный импорт,
— заявил чиновник.
Между тем даже "льготный импорт" от продовольственной инфляции не спасает.
Увы, льготный импорт — таблетка от головной боли. Лечить же нужно не симптомы, а болезнь. Точнее — решать проблемы сельского хозяйства.
Зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Гончаров считает, что одна из главных бед русских аграриев — высокая ключевая ставка ЦБ. Крестьяне не могут приобрести технику в кредит — слишком большие проценты. Пока ставка была низкой, сельхозпроизводители накупили техники, построили склады, кто-то даже создал запас горючего. Но резервы съедены. Технику и склады нужно ремонтировать, горючее дорожает. А где взять деньги? Льготных, от Минсельхоза, кредитов не хватает.
Ещё одна проблема — олигополия на рынке скупки и перепродажи зерна.
У нас 95% объёма зерна пять компаний экспортируют,
— привёл данные Николай Гончаров.
Ситуация приводит к тому, что производителям фактически диктуют цены. В итоге рентабельность производства зерна падает, а то и уходит в минус.
Если ничего не изменить, ещё пару лет будем тонуть, пока не упрёмся в дно,
— заявил эксперт.
Оксана Лут, впрочем, полна оптимизма. В Госдуме она заявила, что производительность труда в сельском хозяйстве к 2030 году вырастет почти в полтора раза. За счёт чего? А за счёт автоматизации, роботизации, использования беспилотной техники, искусственного интеллекта и других технологий. Хорошо, если так. Пока же мы завозим из Белорусии картошку…
Что с того?Русское сельское хозяйство действительно делает успехи. Мы полностью обеспечиваем себя зерном, мясом рыбой, растительным маслом, сахаром. Мы начали не ввозить, а экспортировать мясо.
При этом в "аграрной державе" огромные проблемы с производством семян, причём даже для стратегически важных продуктов. Крестьяне из-за дорогих кредитов не могут купить себе технику. На рынке зерна образовалась олигополия — когда скупщики диктуют цены.
Свежие комментарии