На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 342 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Пономарева
    Бред.Ученые: ученики с...
  • Геннадий Бережнов
    Автор а вы знаете что произошло и как события разворачивались?   Он нарушил ПДД и не выполнил требования остановиться...Глава Дагестана М...
  • Янина Митусова
    И опять Челябинск и область. Может пора этих губернаторов уже на СВО на 1-ю линию, без оружия? Сколько можно торговат...Бойцы СВО с перед...

Теракт на Дубровке: Истории выживших и подвиги погибших 17 лет спустя

Чудовищный акт терроризма

В течение двух с половиной суток четыре десятка боевиков удерживали в заложниках более 900 человек в московском Театральном центре на Дубровке. Среди них были зрители мюзикла «Норд-Ост», в том числе, дети, а также занятые в постановке актёры и другие служащие театра. Также в заложники попали около 30 учащихся Школы ирландского танца «Иридан», у которых тем роковым вечером была репетиция в одном из помещений центра.

норд-остМосква. 26 октября 2002 г. Театральный центр на Дубровке. Фото: Pravda Komsomolskaya/Globallookpress       

Только утром 26 октября начался штурм здания. Все террористы, находившиеся в здании, были ликвидированы. К сожалению, всех заложников спасти не удалось – 130 человек погибли. В ходе операции был применён газ, целью которого было усыпить боевиков. Согласно официальной версии его основными составляющими являлись производные фентанила, опиоидного анальгетика, применяемого в анестезиологии. Тем не менее, точный состав применявшегося газа рассекречен так и не был, поскольку его объявили государственной тайной.

Захват заложников произошел в 21:15, через несколько минут после начала второго акта. Некоторым из них было разрешено позвонить близким, чтобы сообщить о происходящем, а также о том, что за каждого убитого или получившего ранение боевика террористы станут расстреливать по десять человек.

«Надеялась, это поможет»

Ольга Черняк, в то время юрист «Интерфакса», пришла на представление вместе с супругом. Спектакль не оказал на них должного впечатления, пара даже хотела уйти во время антракта, но всё же осталась на второе отделение. Когда стало окончательно понятно, что происходит захват заложников, они решили сообщить об этом коллегам Ольги.

По её словам, на том конце не сразу поверили в услышанное. Лишь крепкое словцо и подробное описание обстановки помогло собеседникам осознать серьёзность слов Черняк. До того, как у сотрудницы «Интерфакса» забрали телефон, она успела подробно рассказать о сложившейся обстановке: сколько людей находится в зале, куда прикрепляют взрывчатку, с каким оружием ходят террористы. Ольга постаралась передать информацию максимально точно и объективно, чтобы она пригодилась правоохранительным органам. «Я надеялась, что это поможет им решить, как нас спасать», — вспоминает Черняк.

Норд-остОперация по освобождению заложников. Фото: Денисов Антон/ТАСС 

Когда был применён газ, они с мужем потеряли сознание, а позже впали в кому. К счастью, выжили, за что благодарны врачам. В течение нескольких лет приходилось пристально следить за своим здоровьем – и это было не зря. В 2006 году у супругов родилась дочь.

Стараюсь не жить в прошлом, а двигаться вперед и что-то совершить в настоящем,

— подчеркнула Черняк.

С 2017 года Ольга при поддержке группы врачей оказывает онкобольным и их близким посильную психологическую и юридическую помощь в рамках общественного движения «Рак излечим», которое она сама и основала.

Мюзикл выжил, но ненадолго

Удивительно, но, несмотря на это трагическое событие и связанные с ним тяжёлые ассоциации, мюзикл «Норд-Ост» показывали ещё несколько лет. А на сцену выходили те же актёры, которые той осенью 2002 года стали заложниками.

Исполнитель роли Сани Григорьева Андрей Богданов считает, что произошедшее не сказалось каким-то кардинальным образом на популярности спектакля – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Он также выразил сожаление, что в итоге мюзикл всё-таки закрыли, назвав его «единственным российским качественным проектом». По его мнению, это произошло точно не из-за творческой составляющей.

Сходили на «Норд-Ост» снова – помогло

Аркадию Винокурову тогда было 16 лет. Сейчас он работает в сфере информационных технологий. На спектакль пришёл с мамой, однако сел отдельно от неё на балконе. А ведь могли вообще не пойти на представление, поскольку опоздали к началу. Но всё-таки решили смотреть со второго акта. И Аркадий, и его мама выжили – женщину вынесли из театра без дыхания, но всё-таки откачали. Её подруга очень тяжело отходила после случившегося – ей понадобилось помощь психиатров. Около полутора месяцев она провела в лечебнице.

Через полгода после теракта Аркадий настоял, что нужно снова сходить на «Норд-Ост» и обязательно в тот же центр на Дубровке. «Психологически это помогло: мы как бы попрощались. Дома до сих пор лежит коврик для мышки с надписью «Норд-Ост» – рассказал собеседник The Village. Примечательно, что день освобождения, 26 октября, совпал с днём рождения отца. Несмотря на тяжёлое состояние, юноша позвонил ему и поздравил с праздником.

Норд-остОперация по освобождению заложников. Фото: Pravda Komsomolskaya/Globallookpress       

По поводу штурма IT-специалист говорит так:

У меня никогда не было претензий к штурмовикам. Они спасли меня, мою маму – какие могут быть претензии? Как подобрать такой газ, который будет безопасен для всех и опасен для террористов?

Вопросов у выживших заложников и родных погибших осталось много. Однако любые другие действия силовиков могли привести к ещё более ужасным последствиям. Об этом критики предпочитают не говорить, указывая лишь на кажущиеся им ошибочными действия правоохранительных органов, медиков и сотрудников других служб.

норд-остОперация по освобождению заложников. Фото: Pravda Komsomolskaya/Globallookpress       

Урок для всех

В том, что операция на Дубровке была проведена на высоком профессиональном уровне, а спецслужбы действовали грамотно, уверен президент союза офицеров группы «Альфа» Андрей Филатов, который лично знал нескольких спецназовцев, участвовавших в штурме театрального центра. Особенно с учётом того, в каком состоянии после лихих 1990-х находились армия, спецслужбы, да и вообще вся правоохранительная система.

Вместе с тем, по мнению Филатова, свою негативную роль в событиях 23-26 октября 2002 года сыграли СМИ, которые в прямом эфире, по сути, транслировали ход подготовки силовиков к операции, из чего террористам становилось известно многое о действиях штаба. Теракт на Дубровке стал уроком и для них, и для всей страны в целом. Да, потом ещё был Беслан, но уже тогда террористы понимали, что не уйдут живыми. «Они готовились не к переговорам, а к "кровавому шоу"», – считает Филатов.

Рисковали жизнью

В здание заходили и разговаривали с террористами самые разные люди. Иосиф Кобзон, Григорий Явлинский, Ирина Хакамада, врачи Красного креста из Швейцарии, Леонид Рошаль, журналисты Анна Политковская, Сергей Говорухин, съёмочная группа НТВ, глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Все они могли погибнуть, быть расстрелянными в любой момент.

Кобзон26 октября. Иосиф Кобзон. Фото: Pravda Komsomolskaya/Globallookpress       

Но больше всего многих потряс поступок 26-летней продавщицы парфюмерного магазина Ольги Романовой, которая, каким-то чудом пройдя через оцепление, ранним утром 24 октября зашла в здание. Мать незамужней и бездетной девушки рассказывала, что пыталась остановить её, хотя до конца поверить серьёзности слов «Пойду освобождать» было сложно. «Я только не понимаю, как она оказалась внутри. Ведь все же оцеплено! И никто мне этого объяснить не может», – недоумевала женщина.

По словам очевидцев, Ольга Романова вступила в перепалку с главарём группы боевиков Мовсаром Бараевым, требуя от него «прекратить балаган» и отпустить заложников. Бараев ответил: «Она – агент КГБ. Мы это уже проходили в Буденновске» – и после недолгого допроса распорядился её расстрелять…

Ещё раньше по собственной воле зашёл в здание Дома культуры, где удерживались заложники, и подполковник российской армии Константин Васильев. В военной форме, со служебным удостоверением он прошёл через оцепление и, попав внутрь, вступил в переговоры с террористами. Он предложил себя в обмен на заложников-детей, однако боевики не поверили в его героизм, посчитав, что он не мог прийти сам. На записи радиоперехвата слышно, как один из террористов говорит другому, что «пришёл какой-то сказочник», и офицера расстреляли.

Уже после штурма тело Васильева с шестью пулевыми ранениями было найдено в подвальном помещении. У 35-летнего мужчины остались дома жена и маленькая дочь. В 2004 году посмертно награждён орденом Мужества.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх