На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 293 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Ширай
    Да, Толстому надо было бы аккуратнее о французах. Макрон не Франция.После трагедии в ...
  • Виктор Петров
    Снести все заводы и фабрики. Всё, что связано с военной продукцией. Пусть как до революции коров пасут и землю пашут ...Царёв о ликовании...
  • Владислав Петряев
    Так потихоньку, полегоньку и до Байдена доберемся с его отказом информировать нас о подготовленном терроризме.Таджикам, расстре...

Мальтийский орден для России – баловство. Но с длинными корнями

История полна парадоксов. Но этот — особенный: 220 лет назад православный царь возглавил старейший в мире католический рыцарский орден. А заодно стал хозяином стратегически важной позиции посреди Средиземного моря, владение которой со стороны России могло бы избавить мир не от одной серьёзной неприятности. Хотя, возможно, привлекло бы новые...

Кратко история Мальтийского ордена (он же Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна, Родоса и Мальты) выглядела так.
Во времена вящей религиозной терпимости, проявляемой к христианам владевшими тогда Палестиной турками-сельджуками, во главе которых стоял блистательный Абуль-Фатх Джалал ад-Дин Мелик-шах ибн Алп-Арслан, христианам было разрешено устроить в Иерусалиме свой госпиталь. В нём могли, по нынешнему говоря, обслуживаться пилигримы из Европы, ходившие поклониться Святым местам. Тогда впервые появился и термин «госпитальеры».

Мальта. Фото: Serg Zastavkin/shutterstock.com

Перегретая тогда демографически, но не экономически католическая Европа решила чуть позднее, что религиозной терпимости от мусульман к «людям Книги» мало, а потому собралась и пошла освобождать Святую землю от иноверцев. После взятия Иерусалима в 1099 году госпитальеры и оформили свою организацию в качестве военно-религиозного ордена — так было модно тогда. Орден в своём новом, закреплённом в уставе статусе должен был охранять и защищать Святую землю.

Правда, вооружённые монахи с этой ролью не справились по объективным причинам — уж больно нездоровая была обстановка в Иерусалимском королевстве, куда европейское рыцарство перенесло все свои дрязги, интриги, предательства и подлые приёмчики. Да и на королей ему не везло. В конечном итоге мусульмане (аж из Хорезма!) в 1244 году отняли Иерусалим у христиан, а в 1291 году окончательно пало и королевство.

Тогда орден госпитальеров переехал на остров Родос, где до сих пор остались от него великолепные памятники, но в 1522 году его оттуда прогнали турки под управлением султана Сулеймана I. И тогда убежищем ордена стал остров Мальта.

Историки признают, что рыцари-монахи очень достойно выступали в дальнейших войнах в Средиземном море, борясь как с дальнейшей экспансией османов, так и с совершенно лютым пиратством, которое развели мусульманские правители Магриба. Впрочем, с европейцами иоаннитам тоже пришлось побороться немало — уж больно лакомые стратегические позиции занимал к тому же хорошо укреплённый остров посреди главного моря европейской цивилизации тех лет.

Постепенно дела налаживались, орден даже сам начал экспансию, прикупив у англичан и французов несколько островов в Карибском море. Но зато место и роль ордена в тогдашних международных раскладах постепенно снижались, пока к концу 1700-х годов иоаннитов не стали воспринимать как чуточку забавных анахоретов, но с завидными традициями.

Рыцари мальтийского ордена. Фото: www.globallookpress.com

Довольно примечательно, что в эти же дни исполняется уже 320 лет с появления в России первого рыцаря Мальтийского ордена. Им стал один из доверенных соратников Петра I и один из выдающихся умов той эпохи, боярин Борис Шереметев. И подоплёка этого акта была прозрачной: таким образом обозначался союз с рыцарями против Османской империи.

В тех же целях заботилась о дружбе с иоаннитами императрица Екатерина Великая. По сути, неформальный союз с ними и был заключён, когда в ходе русско-турецких войн орден содействовал России как мог. Недаром кавалером Мальтийского ордена стал тогда и адмирал Фёдор Ушаков.

А когда в 1798 году эту стратегическую точку захватил Наполеон, во всей Европе нашёлся правитель-романтик, который согласился предоставить рыцарям убежище в своей стране, а сам — стать верховным магистром ордена. Звали этого романтика Павел I, и был он российским императором.

Вот тогда и был издан высочайший Манифест об установлении в пользу российского дворянства ордена Св. Иоанна Иерусалимского и Правила для принятия дворянства Российской империи в сей орден.

Российское владение

Было понятно, что владение Наполеоном Мальтой — дело достаточно безнадёжное. Во-первых, сам он завяз в своей неудачной кампании в Египте, в это время на суше французские войска бодро крошил фельдмаршал Суворов, а на море вдумчиво унижал французский флот адмирал Ушаков. Во-вторых, права Павла I на контроль над орденом, а значит, и над островом были со всех точек зрения неоспоримы. Рано или поздно отдать Мальту России Наполеону всё равно пришлось бы. И этот процесс начался, когда обозначилось сближение между Францией и Россией.

Наполеон Бонапарт. Фото: www.globallookpress.com

Но за всем этим процессом внимательно наблюдала Англия, у которой аж сводило загребущие пальчики от вожделения прихватить «непотопляемый линкор» Мальту, а с другой стороны подсасывало под ложечкой при виде Павла и Наполеона, сближавшихся всё сильнее — и как раз на антибританском базисе. В общем, за жизнь российского императора не стоило ставить даже и грошика. Конец был немножко предсказуем: при деятельном участии английского посла, бывшего душой и мозгом антипавловского заговора, на английские деньги группа офицеров устроила императору апоплексический удар табакеркой в висок.

Скорее всего (даже наверняка), сын императора Александр I вполне предполагал такой вот конец не очень-то любимого отца. Во всяком случае, дальнейшее его поведение не раз давало повод прийти к заключению, что новый русский император находится под полным английским контролем. Убойный, надо полагать, компромат на него имелся в Лондоне. Участие русских войск в совершенно ненужных России войнах с Наполеоном в Европе велось на английские деньги, но тем более послушно со стороны русского двора.

А уж направление русской армии после победы в 1812 году всё в ту же Европу — вместо того чтобы оставить там Англию возиться с сохранённым Кутузовым Наполеоном, а самим добирать у Турции проливы и твёрдо становиться на Балканах, — это ярче яркого показывает, на чьи национальные интересы на самом деле работал Александр I. Недаром гениальный военный и политический стратег Кутузов говорил, что отнюдь не уверен, что полное изничтожение императора Наполеона и его армии будет таким уж благодеянием для всего света. Наследие его не достанется ни России, ни какой-либо иной континентальной державе, а той, которая уже владеет морями, и превосходство которой станет тогда непереносимым.

Век XIX, век непереносимого владычества Британии, показал всю правоту и прозорливость русского фельдмаршала. Ну и «благодарность» Британии, разумеется. Начавшуюся с предательства России прямо на мирном Венском конгрессе, а позднее — деятельной помощью деньгами и вооружением антироссийским повстанцам на Кавказе, прошедшей через Крымскую войну и продолженной «Большой игрой» в Средней Азии и науськиванием Японии на Россию в 1904 году.

Александр I. Фото: www.globallookpress.com

Без Мальты англичане, конечно, обойтись не могли ни при этих, ни при каких других условиях. Так что на послушного им Александра стало оказываться постоянное давление в этом вопросе. Сначала царь убрал Мальтийский крест из Государственного герба. Затем сложил с себя полномочия Великого магистра. Потом были прекращены награждения Мальтийским орденом. Незадолго до войны 1812 года было уничтожено российское приорство ордена. И наконец 20 января 1817 года был издан высочайший Указ «О недозволении получающим в нынешнее время Орден Св. Иоанна Иерусалимского носить оный».

Надо ли добавлять, что английский флот к тому времени уже вовсю хозяйничал на Мальте...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх