На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 292 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Вершинин
    Ну а что тут странного. Руководитель Шамиль Махмудов. Всё понятно.Жители дома на Дм...
  • Арина Василенко
    Вообще толк от маски есть, но в глаза ведь тоже пыльца попадает. Так что в любом случае, как бы вы не кутались, не за...Доктора посоветов...
  • Vovan
    Есть...Мигрантов десятка...

Что такое ЗСТ, ТС, ЕАЭС и другие евразийские союзы

Семь лет назад, 18 октября 2011 года, восемь республик бывшего СССР – Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – подписали Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ.

На тот момент это был важный шаг. Доказательством может служить тот факт, что подготовка к созданию ЗСТ заняла 17 лет, и все это время страны вели работу в этом направлении. Первое соглашение-прототип было подписано в апреле 1994-го; на том этапе в деле еще участвовали Узбекистан, Азербайджан, Грузия.

Затем были приняты изменения и дополнения к договору, которые, впрочем, все страны так окончательно и не ратифицировали. И наконец, главы правительств республик, делящих между собой 90% «пирога» взаимной торговли в содружестве, подписали окончательный документ, разрешающий его участникам де-факто экспортировать абсолютное большинство товаров без пошлин и квот.

Объединения-конкуренты

За год до ЗСТ, в июле 2010-го, в СНГ заработало еще одно объединение – Таможенный союз (ТС). В него на первом этапе вошли только Белоруссия, Казахстан и Россия. Позднее, в 2014-м, к организации присоединилась Армения, а еще через год – Киргизия. Сейчас кандидатами на вступление также являются Тунис и Сирия, и этого момента как раз нельзя не отметить: взаимодействие в рамках ТС оказалось интересным и актуальным не только для стран бывшего СССР.

Согласно основным положениям ТС, к товарам, ввозимым из третьих стран, стал применяться единый таможенный тариф. Территории же государств-участников стали считаться единым рыночным и таможенным пространством, где отменялись таможенные пошлины и многие экономические ограничения.

С первого же дня существования ЗСТ оказалась прямым конкурентом Таможенному союзу. При этом она действительно имела ряд важных преимуществ. В частности, на территории ЗСТ:

  • отсутствовали единые требования к продаваемой продукции;
  • не было наднационального регулирования реэкспорта;
  • не применялось повышения импортных пошлин в адрес третьих стран.

Можно сказать, что членам ЗСТ достались практически все основные плюсы участия в ТС при отсутствии тамошних жестких обязанностей.

ТСФото: Dmitrydesign/ Shutterstock.com

Тем не менее в экономике, как и во всех прочих сферах, не бывает плюсов без минусов, и наоборот. Довольно быстро выяснилось, что эффективное разрешение споров в рамках ЗСТ – дело практически невозможное, как раз из-за отсутствия четкого регулирования.

Зачем плодить сущности?

В последующие годы Содружество независимых государств решило пойти по пути сближения, более тесной интеграции и ужесточения регулирования; в результате в 2012 году, вслед за ТС, заработал формат Единого экономического пространства (ЕЭП), а 1 января 2015-го был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС, не путать с ЕврАзЭС – Евразийским экономическим сообществом, появившимся еще в 2000 году и включавшим в себя РФ, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан), где обязательства оказались еще серьезнее, а регулирование взаимодействия – сильнее. Именно ЕАЭС в итоге стал главной интегрирующей структурой на постсоветском пространстве.

Самое время задать вопрос: а для чего, собственно, создавались все эти объединения, часть функций и полномочий которых откровенно дублируют друг друга? Стоило ли, выражаясь языком психологов, плодить столько однотипных сущностей?

Пожалуй, стоило. Дело в том, что за каждым из этих объединений стоит попытка России выстроить свою зону экономического влияния. Создать территорию, где российская экономика чувствовала бы себя хорошо, а заодно и помочь стать более успешными и богатыми соседям, которые и теперь, спустя 27 лет после того, как все мы перестали быть единым государством, воспринимаются «не чужими». Каждая уважающая себя сильная держава стремится к созданию своих зон влияния. Это неоспоримый факт. И Россия, в отличие от тех же Штатов, что в своих попытках часто напоминают слона в посудной лавке, делала это максимально дипломатичными и дружелюбными способами.

Сколько друзей ни корми…

ЗСТ, ТС, ЕЭП, ЕАЭС были очень неплохой попыткой, точнее – целой серией попыток России убедить своих соседей жить по принципам максимально взаимовыгодного взаимодействия. Особенно трепетно Москва носилась в этом отношении с Украиной. Сохранение и приумножение экономических связей РФ и Белоруссии с Киевом и являлось, по сути, основным политическим смыслом ЗСТ. Причем, как многократно отмечали и экономисты, и даже возмущался премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выигрывали от этого Киев и Минск, а для Москвы ситуация скорее оборачивалась издержками.

снгФото: alexfan32 / Shutterstock.com

Тем не менее, как показывает практика последних четырех лет, одних пряников для выстраивания успешного взаимодействия недостаточно. Даже создавая для друзей и «братьев» максимально выгодные условия сотрудничества, невозможно быть уверенным, что завтра все эти усилия не будут порушены и не пойдут прахом.

Та же Украина, не моргнув глазом, объявила 23 мая текущего года о выходе из СНГ. Документ был подписан Петром Порошенко 19 числа, и в тот же день глава государства объявил об отзыве представителей республики из уставных органов Содружества. «Им там нечего больше делать, – заявил он. – Мы  вместе движемся в Европу».

За несколько недель до этого в Армении произошла «бархатная революция», также поставившая под вопрос перспективы участия этой страны в ТС и ЕАЭС. Разумеется, пока в стране не пройдут новые выборы, не устаканится новый политический курс – вопрос будет оставаться открытым.

Да не разрушишь ты дом свой…

Невольно возникает мысль: а стоит ли России продолжать идти в этом направлении, поддерживая «полуживые», по мнению некоторых политологов и экономистов, объединения?

Стоит. Хотя бы потому, что без собственных экономических объединений нам придется жить внутри глобальной экономики по чужим правилам.

Другое дело, что нужно, пожалуй, перестать так усиленно заботиться о соседях, и обратить наконец внимание на собственные интересы.

За примерами можно не ходить далеко. В 2012 году, например, вступили в силу соглашения в рамках ЕАЭС между РФ, Белоруссией и Казахстаном, регулирующие правовой статус трудовых мигрантов и членов их семей. Упрощение перемещения рабочей силы, безвизовый въезд – в «сферическом вакууме» вещь, может, и неплохая, удобная и в целом отвечающая интересам бизнеса. Однако мало кто из России едет «на ловлю счастья» и работы в Казахстан. То ли дело – наоборот. А вместе с гастарбайтерами прибывает к нам в страну и целый поток проблем, от повышения уровня криминала до «самого невинного» демпинга зарплат.

СНГФото: www.globallookpress.com

Тем не менее Россия относится к въезжающим с максимальной снисходительностью и почти отеческой заботой. В конце 2017-го было решено допустить граждан стран Союза, легально работающих в РФ, к системе обязательного медстрахования; ведется аналогичная работа по договору о пенсионном обеспечении, чтобы стаж, отработанный мигрантами в России, признавался при выходе на пенсию и у них на родине. Притом что к собственным пенсионерам у нашего государства отношение, мягко говоря, сложное.

В общем, подытоживая сказанное, можно повторить: разные объединения в рамках СНГ, равно как и формы сотрудничества с любыми другими странами, могут быть полезны. Но работа в этих направлениях со стороны России должна строиться по принципу, что озвучил давным-давно византийский философ Григорий Палама: «Да не разрушишь ты дом свой, способствуя домостроительству ближнего твоего».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх