На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 293 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Зубрин
    Открыли глаза ?Занятная реакция!Иллюзия дала трещ...
  • Betahon
    Да...31 марта не за горами...Русский предатель...
  • Степан Рыжаков
    Геростраты, геростраты, Пусть позорная, но слава! И духовные кастраты Пьют тщеславия отраву.МК сообщил о реак...

Русские и Узбекистан: Чем нам отплатили за цивилизацию?

Главы России и Узбекистана провели телефонную беседу, в ходе которой обсудили не только геополитические проблемы, но также не обошли вниманием и внутрирегиональную повестку. Однако, как живет в Узбекистане этнически русское население?

Несмотря на тот факт, что Россия планомерно теряет Узбекистан как геополитического союзника, руководство все же пытается выправить ситуацию в отношениях. Бесспорно, такие намерения похвальны. Однако крайне сложно решить что-то на высоком уровне, пока на более низком существует масса проблем.

Русская диаспора является одним из основных по величине этнических меньшинств, составляя 2,6% населения, что равно приблизительно 800 тысяч. Тем не менее, русское население Узбекистана последовательно сокращается. К слову, заметно это на все тех же цифрах. На момент распада СССР в Узбекистане проживало 1,9 млн русских. Возникает вопрос: а что с ними стало?

Узбекистан не сильно отличается от любой другой постсоветской республики. К великому сожалению, не отличается он и отсутствием этнической русофобии. Русская жительница Ташкента Валентина (фамилия не разглашается из соображений безопасности) в своем интервью «Росбалту» сообщила следующее: «Уже двадцать лет в Узбекистане идет масштабное и очень жесткое вытеснение русских из всех сфер жизни».

Нередки и случаи, когда русские просто бегут от жесточайшей азиатской этнократии. На это есть весомые основания, как, например, де-факто, уничтожение русского языка в пределах Узбекистана. Русский язык являлся языком межнационального общения. 1 декабря 1995 года произошла редакция основного закона и уже в 4 статье новой конституции Узбекистана говорится, что «государственным языком Республики Узбекистан является узбекский». К слову, русский там не фигурирует вообще.

Президент России Владимир Путин и глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Фото: www.globallookpress.com

В Исторической России

Русские начали осваивать земли «великой степи», как выражался Николай Гумилев, с XIX века, с момента присоединения Ташкента в 1865 году в ходе Русско-Кокандской войны. Российская империя начала активно развивать инфраструктуру. В частности, было положено начало строительству Закаспийской железной дороги, что усилило процесс заселения евразийских просторов Средней Азии.

В это же время русские поселенцы создавали свой параллельный мир, однако он просуществовал недолго. В 1916 году начались восстания различных народностей, в том числе и узбеков, против метрополии. Формальным поводом стала мобилизация на тыловые работы по обеспечению фронта в годы Первой мировой. Исследователи предполагают, что их ненависть вызревала уже давно. Само среднеазиатское восстание носило оттенок этнической неприязни и во многом обосновывалось религиозными расхождениями.

В СССР

Как и подобает центру, Москва начала в азиатских республиках строительство цивилизации. В результате чего в УзССР появилась одна из самых развитых промышленностей во всем Советском Союзе. Для этого в республику посылали большое число высококвалифицированных рабочих, инженеров и т.д. Благодаря этому численность славянского населения в Узбекистане сильно возросла.

В годы Великой Отечественной войны в Узбекистан в срочном порядке переносили крупные предприятия и перевозили внушительные массы людей. В это время конфликтов на национальной почве практически не возникало, а русский язык почти полностью вытеснил местный и стал языком межнационального общения.

После триумфального шествия советских войск по Берлину возникла очевидная необходимость реконструировать всю инфраструктуру государства. Узбекистан восстанавливали, что называется, «с душой». Театры, библиотеки, больницы, дороги, школы, заводы. Всё это, по сути, построили там русские. Однако вместо благодарности с середины 1970-х начались всплески межэтнической напряженности. На это были свои причины, такие как демографический бум, которого опять-таки удалось достигнуть благодаря «ужасной варварской медицине оккупантов».

Девушки в колхозной школе Советского Узбекистана, 1939 год. Фото: www.globallookpress.com

В 1980-х ситуация стала еще более плачевной: проявилась открытая русофобия, отмечался всплеск этно-преступности и тотальное выдавливание русских из всех областей. Например, в 1989 году в ходе «Ферганских погромов», которые изначально были обращены против турок, проходили погромы кварталов всех национальных меньшинств, среди которых, естественно, были и русские. С этого момента началась «дерусификация», которая активно продолжается и по сей день.

«Под знаменами демократии»

Наш «лучший друг и союзник», экс-глава Узбекистана Ислам Каримов росчерком пера 2 марта 1999 года выпустил президентский указ, который смещал акцент Дня Победы. С того момента в Узбекистане его начали называть «Днем памяти и почестей». Всеобщий праздник победы, по сути, переформатировали в узконациональное торжество «со слезами на глазах». Со страниц учебников и газет начало исчезать словосочетание «Великая Отечественная война», вместо этого стали говорить Вторая мировая. Казалось бы, просто лингвистическая игра, но на деле все обстоит куда серьезнее. Сложно спорить с суждением, что язык определяет мышление. Так вот подобная политика – это изменение мышления.

В 2011 году в Ташкенте демонтировали памятник герою Великой Отечественной генерал-майору Сабиру Рахимову, единственному узбекскому генералу времен войны. Происходили переименования улиц, названных в честь русских героев Великой Отечественной. Апогеем подобной политики стирания исторической памяти стала попытка запретить акцию «Бессмертный полк».

Уничтожается память не только о советском периоде истории, но и о русских как нации вообще. В 2002 году в Фергане произошел беспрецедентный акт вандализма, в результате которого было уничтожено русское кладбище.

День сегодняшний

На данный момент ситуация с русскими в Узбекистане обстоит аналогично ситуации с русскими в Казахстане. Это значит, что дела идут крайне плохо, если не сказать хуже. Русские выдавливаются из всех сфер жизни.

Устроиться на работу русскому человеку, даже если он неплохо говорит по-узбекски, достаточно сложно. И платить ему будут меньше»,

- говорят русские жители Узбекистана.

В свое время можно было жить верой в то, что когда произойдет смена правительства, то у русских появится окно возможностей для встраивания в обновленную государственную систему. Однако действия Шавката Мирзиёева на посту президента Узбекистана могут сделать ситуацию еще хуже. Узбекистан держит уверенный курс на Запад, что в сочетании с оголтелой русофобией может дать крайне плачевные результаты, как в плане политическом, так и на банально бытовом уровне.

Можно ли в такой ситуации быть пессимистом? Нужно.

Надо ли что-то делать для того, чтобы исправить ситуацию? Необходимо.

Прежде всего, на государственном уровне зафиксировать проблему русских в СНГ и планомерно защищать интересы русских людей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх