На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 293 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Ширай
    Да, Толстому надо было бы аккуратнее о французах. Макрон не Франция.После трагедии в ...
  • Виктор Петров
    Снести все заводы и фабрики. Всё, что связано с военной продукцией. Пусть как до революции коров пасут и землю пашут ...Царёв о ликовании...
  • Владислав Петряев
    Так потихоньку, полегоньку и до Байдена доберемся с его отказом информировать нас о подготовленном терроризме.Таджикам, расстре...

Гражданское общество отстояло старинные дома в Боровске

В небольшом городке Боровск Калужской области недавно случился громкий переполох. Местные власти объявили о решении снести 17 старинных домов 19-го и начала 20-го веков. Мотивировали это ужасным техническим состоянием этих построек. Однако сама по себе новость о сносе сразу 17 исторических объектов, в каком бы состоянии они ни находились, - неслыханная дерзость против русской истории и градостроительства. Снос одной только какой-либо усадебки или деревянного дома - что в Москве, что в регионе - вызывает общественный резонанс и взрыв недовольства, как это недавно произошло в Калуге. А тут сразу столько!

Обозреватель Царьграда вместе с оператором телеканала отправились в старинный Боровск. Во-первых, для того, чтобы своими глазами увидеть всё на месте. А, во-вторых, что уж там говорить, сделать всё возможное для того, чтобы наше культурное наследие не предавалось разрушениям ради любых, даже, якобы, благих целей.

Улочка старинного Боровска. Фото: Телеканал «Царьград»

Боровск: город Циолковского, Овчинникова и старообрядчества

Боровская крепость впервые была упомянута в духовной грамоте великого князя Ивана Красного в 1358 году. Однако найденные на Боровском городище древние артефакты позволяют утверждать местным краеведам, что русское поселение существовало здесь с XI века. Боровск был одним из бастионов в борьбе со степняками и многими врагами, наступавшими на нашу землю.

В 1812 году город был практически полностью разорен войсками Наполеона, а сам он остановился в доме богатого местного купца на сутки. Теперь двухэтажный жилой дом называют не иначе как «Домом Наполеона», и он ни под какой снос не только не попадает, но и является примером удачного восстановления.

В середине XV века Пафнутий Боровский основал на окраине города крупный культурно-религиозный центр Московского государства — Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, который ныне является визитной карточкой туристического и религиозного Боровска. Здесь же происходит одна из трагедий русского старообрядчества. В Боровске находился в заключении протопоп Аввакум, а боярыня Морозова содержалась в земляной яме в верхнем городе, на высоком холме, там, где сейчас стоит районная администрация.

До революции Боровск был замечательным симпатичным городком, довольно обеспеченным, с добротными каменными и деревянно-каменными домами. Своего расцвета он достиг в 18 - 19-м веке, что доказывают многочисленные хорошо сохранившиеся дома местных купцов, крестьян и промышленников.

После революции Боровск разделил судьбу многих таких поселений. Из зажиточно-купеческого стал рабочим - с фабриками и заводами. Старинное очарование этого городка стало ветшать, терять свою милую привлекательность. В купеческие особняки, словно сельдей в бочку, набили новых жильцов, превратив памятники архитектуры в общаги и заводские конторы. Церкви посносили и разорили.

Сейчас в Боровске осталось лишь 15% того, что было. Старообрядческие и храмы Русской Православной Церкви постепенно восстанавливают, а монастырь и вовсе находится в отличном состоянии.

Вид на Свято-Пафнульев Боровский монастырь. Фото: Телеканал «Царьград»

Дополнительную славу городу принес Константин Циолковский, отец русского космоса, который трудился в Боровске с 1880-го по 1892-й год простым учителем. А в 21-м веке сонный и пришедший в захолустное состояние городок Калужской области оживил простой русский человек Владимир Овчинников. Не будучи профессиональным художником, он обрел этот дар и разрисовал половину городских домов сценами быта, военных подвигов и общественной жизни Боровска в средние века и в 19 веке.

Благодаря Овчинникову ничем не примечательный для туристов городок, где не было ни кафе, ни гостиниц, стал популярен у любителей внутреннего туризма. Сюда зачастили путешественники, а местные краеведы, воспользовавшись благоприятным моментом, принялись воссоздавать историю города, открыли музеи, проложили туристические маршруты. Местные власти поддержали внезапно ставшую популярной идею туризма и в меру сил старались помочь.

Рисовал Овчинников на домах в основном исторических, 18-го и 19-го веков. И вот старинная архитектура неожиданно оказалась в опасности.

Исторический Боровск без исторического статуса

На просьбу встретиться и дать интервью мэр Боровска Михаил Климов согласился сразу. Мы отправились к тем постройкам, которые вошли в злосчастный список 17 домов, приговоренных к сносу. Климов показывает нам здание по адресу Володарского, 11. Мэр должен убедить нас и общество, что данное сооружение опасно для окружающих. Дом расселен, причем по государственной же программе расселения жителей из ветхого жилья.

Не будучи профессиональным художником, Владимир Овчинников и разрисовал половину городских домов сценами быта. Фото: Телеканал «Царьград»

Задаю вопрос: ну хорошо, дом ветхий, без окон, но поскольку он 19-го века, его стоит сохранить, отреставрировать или хотя бы законсервировать. Привожу в пример Переславль-Залесский, где у города нет денег на реставрацию деревянных домов 18-го и 19-го веков, но так как эти объекты имеют статус культурного наследия, их не трогают. Ждут денег или желания частных инвесторов.

Привожу в пример еще и Вологду, где старинные дома, объективно не пригодные к проживанию, восстанавливают, красят, укрепляют. Но стоят такие дома просто на радость туристам – люди там не живут и свет в окнах по вечерам не горит.

Боровск не Москва, спрос на такие дома от частников, мягко говоря, невелик. Я готов отдать этот дом любому человеку, если он восстановит по чертежам его в том виде, в котором построили. Готов – рубль за квадратный метр, забирайте прямо завтра!

- пообещал Климов.

С мэром спорит представитель Архнадзора Никита Иноземцев, который присоединяется к нашей беседе. Спор идет жаркий, но корректный, и что немаловажно – на камеру Царьграда. Иноземцев доказывает, что снос данного конкретного дома - это преступление против истории. Климов говорит, что выселенное жилье, лишенное коммуникаций и газоснабжения, опасно для окружающих и может развалиться в любой момент. Обозреватель Царьграда отмечает, что в 19-м веке строили на совесть, фундамент каменный, а здание вполне может быть законсервировано, да и в будущем стать достопримечательностью города.

Мэр подчеркнул: весь бюджет Боровска - 67 миллионов рублей, и шикуй на них сколько хочешь. С другой стороны, идет в ход аргумент, что исторические дома, да еще и имеющие элементы памятника культуры, должны находиться под защитой государства.

Однако в ходе нашего диалога выясняется удивительная деталь – исторический город Боровск не является таковым по официальному статусу. В начале 21-го века Боровск обладал таким статусом, но в 2007 году по чьему-то велению был его лишен! Феноменальное раздолбайство - или кто-то хотел на исторической земле построить особняки богатеев, спрашиваю Климова? Он смеется: город только-только стал оживать за счет понастроенных вокруг и по области иностранных сборочных заводов. В нескольких километрах от Боровска стоят огромный завод компании «Самсунг» и НЛМК, металлургический комбинат, а также еще пять больших производств. Все дачи обеспеченных москвичей находятся в основном на окраинах города и за рекой, в симпатичном райончике. Сносить для этого центр города не требовалось тогда, да и сейчас.

Мы спорим, и аргументы всех троих кажутся убедительными. Мэр тоже довольно логичен. Да и ведет себя куда более достойно, чем многие его коллеги. Корректен, оперирует цифрами, а главное подтверждает – любой из приговоренных домов можно выкупить и сделать в нем что угодно, хоть отель, хоть пивную, хоть сам заселяйся. Но желающих нет. 

Истина же где-то посередине – прямо на той же улице Володарского уже снесли два дома, а наискосок от них построили современные трехэтажные дома – в них и заселили тех, кото выселили из ветхих староделов.

С одной стороны, государство платит за расселение. Дает людям новое жилье. С другой стороны, государство же фактически плюет на исторические дома: город-то в реестр исторических поселений не внесен. И в этом причины возникшего в Боровске скандала.

Дом на улице Володарского, 11. Фото: Телеканал «Царьград»

Общественное мнение заставило власти Боровска пойти на уступки

Дискуссия с улиц Боровска перенеслась между тем в кабинеты местных властей. Михаил  Климов пригласил нас на встречу с активистами Архнадзора и местными краеведами. Там в дело вступила тяжелая артиллерия в лице координатора Архнадзора Рустэма Рахматуллина, который с цифрами в руках и планами по каждому «приговоренному» дому обосновывал, что данные объекты сносить нельзя.

Власть реагировала более чем адекватно: мэр прямо с совещания позвонил организаторам сноса одного из домов и остановил процесс. Более трех часов дискуссии завершились резолюцией: из 17 домов под снос попадают 5 наиболее ветхих и не содержащих исторической ценности объектов. По остальным домам проводится либо консервация, либо дела по ним направляются в доработку по линии Минкультуры и Архнадзора. Согласно итоговому коммюнике, в ближайшую субботу мэрия и активисты из Москвы и Боровска наденут казенные перчатки и казенными молотками пойдут забивать фанерой и другими материалами законсервированные дома. Причем для москвичей время начала боровского субботника специально перенесли на 12 часов, чтобы они успели по пробкам добраться сюда.

Фото: Телеканал «Царьград»

Предварительная, но победа. Причем, наверное, обеих сторон.

У нас принято во всем ругать власть. Мэр Боровска нам ничего не должен, как и мы ему. Но как же приятно видеть адекватного представителя власти, который – понятное дело, благодаря шуму прессы и общественников - принял все аргументы за и против и согласился с мнением общества. Гражданского, кстати, общества, про которое либералы говорят, что его нет.

После окончания мероприятия мы перекинулись парой слов с активистами. Они были сдержанны в эмоциях. Говорили, что на местах власти часто говорили одно, а делали другое, обманывали. Хотелось бы верить, что такого не произойдет.

А по городу тем временем перемещались съемочные группы либеральных СМИ. Приехали «Дождь» и «Радио Свобода». Кому, как не им, озаботиться состоянием русской истории?  Можно представить, какие сюжеты снимут эти телеканалы. Впрочем, отсутствие федеральных каналов тоже плохо. Уж их-то эта история, да еще с таким концом, могла бы точно заинтересовать.  

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх