На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 344 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    А что этот гайкин без пугалкиной? НОЛЬ!!!!Никас Сафронов: М...
  • Светлана Зуева
    Уничтожьте эту хохлопадаль! Эти твари никому не дадут спокойно жить!Массовую атаку бе...
  • Silver Kont
    И этот с черножопыми вступит в сделку?Утверждённый мэро...

Банк России всё расскажет Западу. Через аудиторов "большой четвёрки"

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) имеет ярко выраженную тенденцию наращивать свои полномочия и сферу влияния. В первоначальной версии Федерального закона о Банке России список функций содержал всего несколько позиций, сегодня – аж 19. "Квантовый скачок" в наращивании полномочий и функций был зафиксирован в 2013 году, когда Банк России получил статус финансового мегарегулятора. Он стал регулятором финансового рынка, и под его контроль попали страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, микрофинансовые организации и др.

Более того, Банк России распростёр своё влияние и на реальный сектор экономики. На те компании, которые выходят на финансовый рынок. Например, в статье 4 закона о ЦБ появился подпункт 10.2 со следующей формулировкой:

осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.

(П. 10.2 введён Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ.) 

Камень в чужой огород. От обороны – в наступление

В общем, Банк России получил возможность управлять всей отечественной экономикой. А куча министерств и ведомств исполнительной ветви власти стали просто бесплатным приложением к Центробанку, имитируя управленческую деятельность в сфере экономики. Впрочем, Минфину удалось всё-таки сохранить за собой некоторые регулирующие функции, которые ещё в 2013 году планировали передать Центробанку. В первую очередь я имею в виду курирование Минфином аудиторской деятельности. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (№ 307-ФЗ от 30.12.2008) определяет полномочия и функции Минфина как регулятора аудиторской деятельности в России.

В 2017 году появился повод для того, чтобы поставить вопрос о передаче функций регулятора аудиторской деятельности от Минфина к Центробанку. Летом указанного года разгорелся сыр-бор вокруг банка "Югра", у которого Центробанк отобрал лицензию. Между прочим, "Югра" входил в группу банковского "крупняка" и числился среди благополучных. Для многих (особенно клиентов) отзыв лицензии у "Югры" был как гром среди ясного неба. Потом был ещё ряд громких банковских скандалов, завершавшихся отзывами лицензий. Стала звучать громкая и нелицеприятная критика в адрес Банка России. Мол, финансовый мегарегулятор то ли банки несправедливо сильно обижает, то ли "не ловит мышей" и не заметил вовремя возникновение серьёзных проблем у своих поднадзорных. Ответом ЦБ на подобную критику было следующее заявление. Мол, мы банки не обижаем, отзываем лицензии по причине плохого состояния кредитных организаций. А вовремя не заметили плохое состояние кредитных организаций по той причине, что доверялись аудиторским заключениям. А заключения эти были положительными или даже отличными. Обман! И с этим обманом надо бороться.

Фактически это был камень, брошенный Центробанком в огород Минфина, который, как регулятор аудиторской деятельности в России, несёт, по мнению ЦБ, солидарную ответственность за произошедшее безобразие. От обороны Банк России перешёл в наступление, заявив, что полномочия по регулированию аудиторской деятельности следует с Ильинки (юридический адрес Минфина) передать на Неглинку (юридический адрес Центробанка). Без этого, мол, Банк России не сможет эффективно выполнять возложенные на него обязанности финансового мегарегулятора. Это уже звучало почти как ультиматум. 

Мировая аудиторская "закулиса"

У меня вообще закрадывается подозрение, что инициатива Банка России перехватить власть над аудитом у Минфина родилась не в голове дамы по имени Эльвира Набиуллина или даже в головах членов совета директоров ЦБ. Такую идею могли подсказать… аудиторы, проверяющие Центробанк. А проверяет его не Счётная палата, как наивно думают некоторые. Проверяют его компании из "большой четвёрки". В состав Big 4 входят Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY), KPMG. Начиная с 2018 года Банк России проходит аудиторскую проверку у Ernst & Young (EY). До этого достаточно долго аудит ЦБ проводила компания PricewaterhouseCoopers (PwC). А ещё ранее – Deloitte. Иностранные аудиторы вообще, а из "большой четвёрки" в особенности, совмещают аудит с консалтингом. Те рекомендации и предложения, которые дают специалисты из "большой четвёрки" министерствам и ведомствам России, затем превращаются в ведомственные документы, которые подписываются министрами и другими руководителями. Думаю, что и в ЦБ аудиторы также выступают советчиками председателя Банка России.

Кстати, ЦБ особенно и не скрывает, что он пользуется услугами иностранных советников, консультантов. Как "большой четвёрки" аудиторов, так и иных. Вот лишь один штрих, раскрывающий картину неформальных отношений Банка России с западными консультантами. В середине 2014 года (уже после того как Вашингтон объявил против России ряд экономических санкций и назвал её "противником") председатель ЦБ Эльвира Набиуллина подписала распоряжение № P-601, согласно которому финансовый регулятор приступил к разработке новой системы управления рисками. Для этой работы, как было указано в распоряжении, привлекалась американская компания Oliver Wyman, а руководителей всех подразделений ЦБ обязали предоставлять в трёхдневный срок всю запрошенную американскими консультантами информацию.

Эта история стала тогда известна широкой общественности только потому, что член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров направил обращения на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова и генерального прокурора Юрия Чайки с просьбой рассмотреть вопрос о признании деятельности американской консалтинговой компании Oliver Wyman нежелательной на территории России (это было уже в середине 2015 года). Вот мнение профессионального аудитора по поводу данного случая. Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков сказал, что опасения депутата Фёдорова имеют все основания:

Занимаясь работой над системой управления рисками, эта компания полностью владеет информацией по стратегически важным финансовым документам, контролирует её и может даже внести изменения. В таких условиях при разработке проекта реален допуск третьих лиц к информации. Поэтому привлекать к такого вида работам иностранную компанию в сегодняшней обстановке нелогично и опасно.

Этот пример показывает, что Банк России или неразборчив в выборе консультантов, или сознательно "сливает" информацию иностранным аудиторам и консультантам. А также наводит на подозрение, что Центробанк находится под внешним управлением, а Набиуллина лишь подписывает бумаги, которые ей готовят иностранцы. Подобные истории должны интересовать прокуратуру РФ, но она странным образом дистанцируется от Центрального банка. 

"Рентген" негосударева "ока"

Но вернёмся к инициативе Банка России получить под своё крыло рынок аудиторских услуг. Уже в 2017 году машина закрутилась. В Государственной Думе стали готовить поправки к законам "Об аудиторской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации", предусматривающие передачу полномочий и функций регулирования аудиторской деятельности от Минфина к ЦБ. Судя по всему, проект поправок был подготовлен на Неглинке. Предложения ЦБ по реформированию регулирования рынка аудиторских услуг активно поддерживал Игорь Шувалов, бывший на тот момент первым заместителем премьера Дмитрия Медведева. Положительное заключение было получено также от правового управления администрации президента.

Как Минфин ни противодействовал инициативе группы "народных избранников", но соответствующий законопроект был внесён в Госдуму в конце сентября 2017 года и принят в первом чтении в декабре 2017 года. Полное название документа: ФЗ № 273179-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)" (проект).

В законопроекте с подачи Центробанка было введено понятие "общественно (другой вариант – особо) значимых организаций" (ОЗО). Они должны будут занесены в специальный реестр Банка России, и аудирование их должно проводиться только очень опытными и известными организациями под прямым "присмотром" Центробанка.

Отечественные аудиторы тогда заподозрили, что подобная инициатива ЦБ может окончательно их погубить, что аудирование ОЗО Банк России доверит только "большой четвёрке" – Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY), KPMG. Угрозы передачи регулирования аудита от Минфина к Центробанку видели и те народные депутаты и политики, которые по своему профессиональному профилю были далеки от аудита. Они прекрасно понимали, что вопрос не технический и не чисто финансовый. Вопрос политический. Аудит – рентгеновское просвечивание экономики нашей страны. И если такое просвечивание осуществляют иностранные или даже отечественные, но недобросовестные аудиторские конторы, то это угрожает национальной безопасности России. 

"Технические" нюансы колонизации

Тем не менее законопроект по поправкам удалось довести до второго слушания, которое проходило летом 2018 года. Говорили, что наверняка закон будет принят в 2019 году и в том же году произойдёт передача власти на рынке аудиторских услуг от Ильинки к Неглинке. Но неожиданно процесс остановился. Без объяснения причин. Видимо, страсти разгорелись, борьба вокруг реформы переместилась за кулисы. Тем не менее в тех документах Минфина и Центробанка, которые имеются в открытом доступе, согласно графикам, переход власти от Минфина к Центробанку должен состояться в этом, 2021, году.

Мы прекрасно понимаем, что если передать полномочия по управлению аудиторской деятельностью Центробанку, то Россия лишится последних шансов защититься от "недреманного ока" Запада. Только что правительство России приняло постановление № 622 от 19 апреля 2021 года. Название документа: "Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору". Постановление определило круг информации и документов, к которым ограничивается или запрещается доступ аудиторов, находящихся под прямым или косвенным иностранным контролем. Как аудиторских компаний, так и индивидуальных аудиторов. Я об этом уже писал. Конечно, указанное постановление не гарантирует полное освобождение России от назойливого контроля Запада через аудиторские фирмы "большой четвёрки", но уже является шагом на пути такого освобождения.

А потому ни в коем случае нельзя допустить превращения упомянутого выше проекта ФЗ № 273179-7 в действующий закон. Тогда будет перечеркнута и инициатива в виде правительственного постановления № 622. Ведь содержащиеся в проекте закона об аудите положения лишь на первый взгляд кажутся "техническими". В реальности они призваны окончательно превратить Россию в колонию.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх