На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 293 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Вершинин
    Ну а что тут странного. Руководитель Шамиль Махмудов. Всё понятно.Жители дома на Дм...
  • Арина Василенко
    Вообще толк от маски есть, но в глаза ведь тоже пыльца попадает. Так что в любом случае, как бы вы не кутались, не за...Доктора посоветов...
  • Vovan
    Есть...Мигрантов десятка...

Глава Российского союза туриндустрии: Поездку за рубеж могут себе позволить только 8% населения России

По данным Российского союза туриндустрии, в прошлом году граждане России осуществили внутри страны более 60 миллионов поездок. Рост составил 3%. Можно ли говорить об успехах отечественного туристического рынка? Как Россия удивляет иностранцев? Почему турецкий олл-инклюзив по-прежнему популярнее у соотечественников, чем отдых на курортах Краснодарского края и в Крыму? Об этом в интервью Царьграду рассказал глава Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Царьград: Хоть рост и незначительный, тем не менее граждане России стали чаще ездить по своей стране. Можно говорить об успехах отечественного туристического рынка или пока рано?

Сергей Шпилько: Есть определённые успехи на рынке – 60 миллионов поездок по стране за год, но здесь учитывается не только туризм, а ещё командировки и какие-то частные визиты. Охват поездок, главная цель которых – отдых, значительно меньше, и больше всего на самом деле выезжают на дачи. Всё дело в падающих доходах населения. Многие могут позволить себе лишь отдых на собственном приусадебном участке. А если люди куда-то и выезжают, то выбирают направления подешевле, с размещением не в дорогих гостиницах, а в частном секторе.

Глава Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Фото: Телеканал «Царьград»

Ц: Как часто наши соотечественники могут позволить себе поездку за рубеж?

С. Ш.: С одной стороны, зарубежных поездок вроде бы не так мало было в 2018 году – 44,5 миллиона – на 6% больше, чем в 2017 году. Однако эта цифра опять же учитывает командировки. Если же рассматривать исключительно отдых, то лишь 8% взрослого населения страны позволяют себе зарубежный отпуск и около 5% выезжают в страны дальнего зарубежья.

Для сравнения: в Европе почти две трети населения ежегодно выезжают за рубеж. Зарубежные поездки для европейцев – обыденное дело, а для нас – предмет роскоши.

Ц: Обычное дело для европейцев, да и для граждан других стран, – российский туризм. Чем наша страна удивляет иностранцев?

С. Ш.: Есть продукты, чрезвычайно востребованные у иностранцев. Такие, например, как экспресс, который идёт от Москвы до Пекина. Путёвки на такой железнодорожный круиз продаются только за рубежом и задолго бронируются. Это такие дворцы на колёсах. Уровень где-то между четырьмя и пятью звёздами. Ну и ценник соответствующий. Также для иностранцев каждый год проходят экскурсии на атомном ледоколе на Северный полюс. Ценник немаленький – в районе 20-30 тысяч евро. Но продаются такие туры просто как горячие пирожки!

Ц: Такая неизведанная Россия.

С. Ш.: Она очень интересна иностранным туристам! И потому с уверенностью можно сказать, что туриндустрия – это одна из немногих сфер российской экономики, где абсолютно реален прорыв. За 8-10 лет вполне можно сделать колоссальный скачок в развитии. Не обязательно брать атомный ледокол или тур на Северный полюс. Москва, Питер абсолютно конкурентоспособны на мировом туристском рынке.

Ц: И мы видим это по количеству туристов на улицах столиц…

С. Ш.: Да, вы же видели, как прошли Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу... Россия выгодно расположена. Она находится на пути из Юго-Восточной Азии в Европу, то есть эти потоки можно как минимум здесь приземлить по пути. И у России есть целый ряд других колоссальных в этом смысле преимуществ. В частности, невероятно богатые природные ресурсы. Кавказ, Сибирь, Дальний Восток – огромное количество мест, которые могли бы стать жемчужинами на мировом туристическом рынке.

Ц: Но посещение этих жемчужин влетает в копеечку. Может, европейцы готовы отдавать 30 тысяч долларов за экскурсию на атомном ледоколе, но для большинства соотечественников это астрономическая сумма за отдых. Даже если не брать лакшери-направления, а, например, взять Байкал. Билеты Москва – Иркутск стоят так же, как Москва – Бали. Как такое может быть?

С. Ш.: Если бы у нас сегодня было больше аэропортов, работающих в режиме «опен-скай», и если бы нам удалось шире открыть наш рынок для иностранных авиакомпаний, в том числе для лоукостеров, то такой бы ситуации с ценами не было.

И кроме того, ключевой вопрос – цены на топливо. Российские авиакомпании в прошлом году потеряли очень большие средства из-за повышения цен на авиационное топливо. Если оно будет так расти в цене и дальше, вопреки законам рынка, этому трудно будет что-то противопоставить.

Фото: Karasev Victor / Shutterstock.com

Не добавляет оптимизма отрасли и ситуация, связанная с налогообложением. В этом смысле она очень сложная и с каждым годом осложняется. Всё началось с резкого повышения налогов на землю и имущество при переходе на кадастровую оценку, которая зашкаливала. Потом к этому добавился НДС 20%. Сейчас нам пытаются вменить ещё гостиничный сбор, несмотря на то, что уже есть курортный. А это, по сути дела, ещё один оборотный налог.

Ц: «Опора России» предложила уменьшить НДС для гостиничного бизнеса до 7-10%...

С. Ш.: Мы многие годы говорим о том, что, если вы хотите добиться прорыва, примените к туризму весь комплекс поддержки, которую, например, вы оказываете сельскому хозяйству. Если это лечебно-оздоровительные местности, выведите их из объекта налогообложения в части налога на землю. Если это земли рекреационного назначения, установите для них централизованно 0,3%. Если это остальные земли, сделайте, чтобы это было не выше 0,5%.

Туризм, если грамотно к нему подходить, – вещь очень перспективная. Это ключ к розничному экспорту страны. Чтобы продать услуги, здравоохранение, образование, нужна индустрия гостеприимства. Для того чтобы её создать, нужна политическая воля, необходимо, так сказать, обуздать интересы министерств, ведомств, госкорпораций и дать зелёную улицу развитию предпринимательства в этой сфере, поддержать её. Хотя бы как сельское хозяйство.

У нас санаторно-курортный комплекс рассчитан на 420 тысяч коек. Однако принимает где-то 6-6,5 миллионов человек в год. А может – где-то миллионов 9,5, а то и 10. Но для этого нужны какие-то стимулирующие меры. Расширьте социальный вычет по налогу на доходы физических лиц в части расходов на санаторно-курортную путёвку.

Ц: Все эти меры не будут действовать, если не уговорить туристов лететь не в Турцию, а в Крым. А уговорить очень сложно. Вы цены видели? Я недавно была в Ялте, заходишь в любой ресторан – салат 400 рублей, цены выше, чем в Москве. То же самое с гостиницами. Почему так дорого?

С. Ш.: В Крыму всего девять «пятизвёздок». А на Родосе – тридцать. А в Анталии – 115. То есть там мы имеем дело с рынком покупателя. У нас, при таком количестве гостиниц, диктует правила рынок продавца со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде высоких цен на размещение. То же самое касается ресторанного бизнеса и так далее. Чем меньше конкуренция, тем выше цена – закон рынка.

Фото: stockphoto mania / Shutterstock.com

Ну и сравните те налоги, которые платятся в России и Европе. Посмотрите, на каких условиях там строятся гостиницы. Прибавьте к этому абсолютно несопоставимую стоимость стройматериалов, заёмных средств. Сравните ставки, по которым наши бизнесмены получают кредиты и зарубежные под строительство гостиниц. Небо и земля. Плюс ситуация, конечно, с перевозкой. В Европе никому не придёт в голову ограничивать конкуренцию. Там любой, кто будет участвовать в перевозках, получит поддержку государства, лишь бы увеличивался поток.

Ц: А у нас монополизация авиарынка…

С. Ш.: Может быть, в прямом смысле не монополизация, но это как минимум олигополизация. Это, несомненно, такая очень избирательная протекционистская политика, которая превращает рынок в рынок продавца.

Ц: «Ютэйр» сейчас хотят «съесть» на этом рынке продавца.

С. Ш.: Я могу честно сказать, я понимаю, что у «Ютэйр» немало долгов, но эта компания играет очень важную роль на рынке. Особенно на рынке региональных перевозок. Поэтому, конечно, мне кажется, что надо было бы сохранить эту компанию хотя бы ради поддержания конкуренции и эффективной организации маршрутной сети.

Ц: «Ютэйр» и другие авиакомпании до 8 июля летали в Грузию. Однако теперь авиасообщение прекратилось. Долететь в Тбилиси можно только с пересадкой, например, через Баку, Ереван, Минск или Стамбул. Какие туристические направления придут на смену Грузии?

С. Ш.: Надо отдать должное нашим грузинским коллегам, они молодцы. Грузия за 8-10 лет добилась больших успехов в развитии туризма, особенно на базе малого и среднего бизнеса. Там не так много больших гостиничных комплексов, но всё, что связано с частно-предпринимательской инициативой, – привлекательный продукт. Безусловно, спад при прекращении прямого сообщения будет очень значительный. Я думаю, что это ситуация, на которой могут стратегически выиграть Армения и Азербайджан. Они пока не очень популярны в качестве туристических направлений, но они созрели. Цены не менее привлекательные, чем в Грузии, по крайней мере в Армении. Азербайджан тоже очень сильно продвинулся в гостиничном отношении и в сервисе. Конфликт с Грузией может способствовать более широкому открытию Армении и Азербайджана для туристов.

Ц: Какие самые популярные направления на туристической карте сейчас?

С. Ш.: Если мы говорим о самых популярных направлениях у наших граждан, это, несомненно, Турция, Греция, Болгария, Испания. По-прежнему ждём открытия Египта... Если говорить о зимних направлениях, то это Таиланд, Эмираты, Тунис, Канары... География расширяется стремительно, потоки диверсифицируются. Наши туристы ездят по всему миру. Вы сегодня их можете встретить и в Папуа – Новой Гвинее, и в Гренландии. Где только их нет! Всё более популярным становится такое направление, как дауншифтинг.

Ц: Много у нас дауншифтеров?

С. Ш.: Те, кто может работать на «удалёнке», сейчас всё больше выбирают то место для жизни, которое им более комфортно. Цифры я привести не могу, но динамика положительная. Вообще, это мировая тенденция. Безработные парижане сдают свои квартиры и великолепно живут в Сенегале или в Индонезии. У нас эти процессы тоже происходят.

Ц: Вы сами где любите отдыхать?

С. Ш.: Я – человек любознательный, и поэтому мне, честно говоря, везде интересно. Мне приходилось бывать в таких местах, например на той же Чукотке, где ты отчётливо понимаешь, что древние были правы, когда говорили, что человек живёт столько раз, сколько он путешествует. Потому что это точно ещё одна жизнь, которую ты сам себе подарил, отправившись в это путешествие.

Знаете, когда вы стоите в Анадыре на берегу, за вами – огромный деревянный храм и из каррарского мрамора статуя Николая Чудотворца, почти как в Бразилии, а перед вами торчат головы тюленей, за ними из воды выныривают спины косаток и видны фонтаны китов... Это грандиозно!

Памятник святителю Николаю Чудотворцу в г. Анадыре. Фото: Andrei Stepanov / Shutterstock.com

Я не буду заниматься ура-патриотизмом – интересно путешествовать по всему миру. Кому-то больше нравится Юго-Восточная Азия, кому-то – Центральная Азия, кому-то – Европа, и так далее. Но я могу сказать, что Россия – безумно интересная страна. Есть возможность прикоснуться, по сути дела, к первозданной культуре малочисленных народов. Не где-то там, а в реальности побывать как будто в «затерянном мире». Да, динозавров не гарантирую, но в остальном – нет вопросов. Это действительно так.

Россия с точки зрения туризма отличается от других стран. Я рассказываю иностранцам: вы знаете, что у нас 85 субъектов Российской Федерации. Из них есть, например, один, который называется Республика Саха (Якутия). Вот если вы посмотрите на карту, то обнаружите, что территориально она один в один как Индия, только в Индии живёт больше миллиарда, а в Якутии – меньше миллиона человек. Можете себе представить, какая там природа! Поэтому я, конечно, если бы у меня была возможность, ещё больше попутешествовал бы по России. Ещё есть места, где я не был и где бы очень хотелось побывать…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх