На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 344 подписчика

Свежие комментарии

  • Фарид Сабиров
    Они амеры с валкоблядьританией все просрали. Туда им и дорога. Осталось только заключит с Китаем военный союз . И это...Почему "кремлёвск...
  • Алексей Тан
    Охренеть можно!! какая реакция шакалёнка!!?... ещё совсем не так давно... зтот ХУДОшник... защищал коллег из голливуд...Никита Михалков с...
  • Светлана Зуева
    Бля,ну где ес и где грузия? Грузины,вы что хотите исчезнуть ,как нация,с планеты?Власти Грузии наз...

"Моя переписка была взломана": Владыка Тихон о хакерах, либералах и ситуации в Сретенской семинарии

В сегодняшней, второй части нашей беседы владыка Тихон рассказывает о ситуации с его взломанной перепиской, отношениях с государственными руководителями и "Газпромом", а также об опасностях обновленческой тенденции "протестантизации" Православия, современных и дораскольных богослужебных текстах и сегодняшней непростой ситуации в созданной им четверть века назад Сретенской духовной семинарии.

Первую часть интервью можно прочесть здесь.

Переписка за 10 миллионов

Царьград: Сейчас ряд телеграм-каналов распространяют то ли Вашу взломанную переписку, то ли якобы Вашу и якобы взломанную переписку. А некоторые телеграм-каналы чуть ли даже не торговали ей: мол, если кому-то интересно прочесть, что пишет владыка Тихон высоким государственным руководителям – пожалуйста, заплатите деньги и можете прочесть. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент.

Митрополит Тихон (Шевкунов): Да, у меня была взломана переписка. И те материалы, которые сейчас публикуют и републикуют, действительно, из неё. Хотя никаким высоким государственным деятелям я, конечно, не пишу. Там ничего этого нет: это обычная рабочая переписка, иногда касающаяся каких-то дел, которые Патриарший совет по культуре ведёт вместе с Администрацией президента. Например, исторические парки. Это совместная деятельность многих вузов, академических институтов, Патриаршего совета по культуре и Администрации президента, которая обеспечивала координацию.

Что касается покупки. Да, действительно, через одного человека ко мне обращались, просили 10 миллионов за то, чтобы эти распечатки больше не публиковались. Конечно, 10 миллионов – большие деньги, особенно для нашей Псковской епархии. И я им сказал: слушайте, заплатите на счёт Псковской епархии 10 миллионов, и я просто в свободном доступе сразу всё выложу, сразу всю переписку, никаких у меня, в этом смысле, нет проблем.

Теперь что касается того, что публикуют. Конечно, тут масса домыслов. Ну, вот, к примеру, то, что я видел (а я с удовольствием читаю, это как, знаете, такой старый забытый дневник, тебе напоминают, и ты с удовольствием прочитываешь). Особенно много там было про исторические парки. И действительно, там были озвучены большие суммы. Но эти суммы поступали не отцу Тихону, не в какой-то в фонд или Патриарший совет по культуре. Все эти суммы большие шли напрямую в регионы...

Вот, представьте, надо построить и оснастить здание, например, в Санкт-Петербурге: 15 тысяч квадратных метров. Причём оснастить  современнейшей техникой, чтобы сделать такой увлекательный (в первую очередь, для молодёжи) "учебник" и путешествие по нашей отечественной истории. Сейчас открыто уже около 25 исторических парков. И кстати, эти парки уже признаны одними из первых по посещаемости музеями в нашей стране. Слава Богу, это именно так.

Да, конечно, это большие цифры, которые выделяет в том числе и "Газпром", чтобы всё это построить. Но эти деньги напрямую идут в область. И они уже и строят, и закупают аппаратуру, и делают всё необходимое по затратам. Причём проверяется это несколькими структурами: силовыми структурами, надзорными органами, прокуратурой, местными органами. Целые структуры работают, которые всё время отчитываются за средства. Но, конечно, из всего этого делаются самые сногсшибательные выводы.

Херсонес Таврический. Место Крещения святого равноапостольного великого князя Владимира. Фото: официальный сайт Русской Православной Церкви

То же самое – по Херсонесу (музей-заповедник "Херсонес Таврический". – Ред.). Об этом тоже было немало разговоров. Да, сумма там выделена большая: больше миллиарда рублей. Но выделена она для того, чтобы привести в порядок Херсонес, сделать там огромный археологический центр, огромный археологический парк. Чтобы вспомнить это великое место, родное для каждого из нас, где произошло начало Крещения Руси. Это проект до 2024 года, и все эти деньги на самом строжайшем контроле, не ошибусь, если скажу, что почти десятка организаций. Поэтому всё это читаешь, смотришь – ну, ладно, пусть люди упражняются в конспирологии.

Церковная гласность, кадровые "чистки" и "протестантизм восточного обряда"

Ц.: Владыка, так, может, тогда просто нужно немного больше "церковной гласности"? Потому что телеграм-каналы – это какие-то анонимы, и непонятно, где правда, где полуправда, а где – абсолютная ложь. И кстати, последние события в этом отношении довольно интересны: Святейший Патриарх отстранил от служения двух архиереев, против которых в тех же самых телеграм-каналах были опубликованы компрометирующие фотоматериалы. Да, кому-то это смешно, для кого-то шок, но, может, это действительно начало большей гласности и обновления, а может, даже чисток, как сейчас говорят. Понятно, что это не "новый 1937-й", но нужны ли вообще определённые церковные кадровые чистки и должны ли они быть гласными?

Владыка Тихон: Вот вы сказали "чистки", как говорили в 1937-м году. Этого немножко все и побаиваются, но, конечно, прорежать любые структуры, вспахивать, бороновать – всегда очень полезно. Вот вы сказали сейчас о двух отстранённых епископах – нужно только молиться за них и за их паству. Помоги им, Господи. Будет церковный суд, и я глубоко убеждён, что он должен самым объективным образом подойти к этому делу. Тем более, всё более чем гласно в этой ситуации. И конечно, открытость нашей деятельности должна быть обязательно.

Мы делаем исторические парки и, строя и продвигая их, конечно, рассказываем об этом и в местной прессе, и в федеральной. Но всё это надо делать постоянно, потому что не надо давать повода ищущим повода. Как только показалось, что всё уже рассказал, всё показал – а на самом деле, всё далеко не так. Поэтому, да, здесь я принимаю вашу критику, действительно надо рассказывать побольше. И приглашаю телеканал Царьград, как только, Бог даст, кончится вся эта история с коронавирусом, проехать по нескольким нашим историческим паркам, посмотреть финансовые документы, приехать в Херсонес, посмотреть, что сделано и что ещё будет сделано. Посмотреть все наши проекты, куда и на что идут эти средства...

Владимир Путин, Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Тихон (Шевкунов) на выставке "Память поколений". Фото: официальный сайт Русской Православной Церкви

Ц.: Владыка святый, мы, конечно, принимаем Ваше предложение, и обязательно, когда закончится вся эта ситуация с коронавирусом,  воспользуемся Вашим приглашением, и побываем и в исторических парках, и, безусловно, в Херсонесе.

Кстати, что интересно, у нас либералы очень любят любую гласность, любой демократизм использовать в своих интересах, уверяя, что якобы это и либерализм – одно и то же. Хотя, на самом деле, демократия – это, скорее, консервативный, общинный принцип. И вот сейчас те же либералы говорят, что пандемия коронавируса требует "обновления Церкви". Речь идёт и о том, что чуть ли не нужны новые литургические формы. Нашумела так называемая "онлайн-литургия". А многие либералы говорят, что нужно богослужение перевести на современный русский язык (и мы знаем подобные опыты отца Георгия Кочеткова, весьма сомнительные, на мой личный взгляд).

Вы лучше других во всём этом разбираетесь, а потому, может быть, прокомментируете эти процессы? То, что профессор Александр Щипков совсем недавно назвал "протестантизацией Православия". Есть ли опасность подобной тенденции, на Ваш взгляд?

Владыка Тихон: В начале 1990-х мы опубликовали сборник, который так и назывался – "Протестантизм восточного обряда". Вы знаете, существует католицизм восточного обряда, а о "протестантизации" мы ещё в начале 1990-х говорили.

Что касается "литургии-онлайн". Православная Церковь основывается, во многом, на традиции. Но посмотрите: было ли когда-нибудь что-либо подобное? Да, скажут, тогда не было интернета, не было телевидения. Почему, они говорят, это возможно? Потому что они "в одном духе". "Вот это и есть Церковь". Для нее "неважны расстояния".

А тогда скажите мне, почему апостол Павел, который как раз говорил, "отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом", ничем подобным не занимался? А расставлял на местах своих пресвитеров, которые, кроме учительного послушания, несли ещё и священническое послушание тайнодейства. Почему наши новомученики долгие годы жили в тюрьмах без Евхаристии? Ведь они же могли договориться заранее, что каждое воскресенье, в такое-то время священник, их духовник, например, совершает Литургию и благословляет их хлеб, и то, что они приготовили для евхаристических жертв у себя в тюрьме. И они бы причащались совершенно спокойно, но им голову это не приходило. Хотя они-то, наши новомученики в священном сане и без сана, уж точно были в едином духе.

Советские обновленцы 1920-1940 годов во главе с лжемитрополитом Александром Введенским. Фото: pravoslavie.ru

Поэтому это, конечно, крайне спорно... да даже не спорно, опасно! Вот и мы начали деликатничать, Господи, прости. Крайне опасное и вредное заблуждение! Господь знает, как причастить людей. Мы знаем, что святые отцы говорили: если человек в смертном часу очень хочет причаститься, но не может, ангелы его причастят. Но нам выдумывать и вносить эти новшества – совершенно непотребно. Всякое обновленчество и безумная широта с горящими глазами ("хотят как лучше, а получается как всегда") – ничего нет этого страшнее. Ничего нет страшнее разрушения церковной жизни, общины и тех традиций, которые есть у нас. И придумывание того, чего никогда не было в Церкви...

Ц.: А что касается литургических реформ, и, в частности, тенденции перевести богослужение на современный русский язык?

Владыка Тихон: Этот вопрос встал не сегодня, он давешний. И не только на Поместном Соборе 1917-18 годов, но и ранее. И у меня есть любимая фраза святителя Феофана Затворника, который признавал, что многие церковные тексты сейчас непонятны. Причём в результате, в том числе, к сожалению, и во многом неудачных никоновских переводов (богослужебной реформы второй половины XVII века, не принятой старообрядцами. – Ред.).

Эти справы проходили постоянно в Русской Церкви, была не одна никоновская, до этого ещё были. Так вот святитель Феофан говорил: непонятен подчас богослужебный язык, и надо не завтра, а сегодня переводить наше драгоценнейшее богослужение, но не на русский язык, а снова на церковнославянский, но так, чтобы изложение было понятным, удобным, ясным...

Ц.: Владыка, не могу не сказать о своём личном опыте: я знаком и с "никоновскими" текстами, о которых Вы говорите, и с дораскольными. Так дораскольные порой понятнее, хотя и древнее.

350 лет расколу Русской Православной Церкви [программа "Русский ответ", май 2016 года]

Владыка Тихон: Конечно, и вот что я вам скажу, смотрите. Мы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, когда я ещё был ректором Сретенской духовной семинарии, с нашей замечательной профессором Маршевой, замечательным филологом, специалистом по церковнославянскому языку, ещё лет 10 назад это проговорили. И я как ректор поставил задачу снова переводить наши богослужебные тексты на церковнославянский язык, и мы начали. У нас множество студентов это делало, были прекрасные, замечательнейшие рецензии наших ведущих филологов из МГУ и других вузов, и это настоящий научный труд. Ребята делали настоящий научный труд.

Начали мы с перевода "Апостола". Потому что его, скажу честно, наиболее поверхностно, формально и невнятно перевели, это мое личное мнение, не ставим в укор патриарху Никону. И я вам скажу, что дониконовские переводы, дониконовские справы, а это тоже были справы, намного более понятны, и мы для того, чтобы не придумывать новое, сначала смотрели дониконовские тексты и оттуда что-то опять возвращали. И всё было не "крестообразными моисеевыми руками", а так, как у старообрядцев...

Ц.: Да, это очень символичный момент, когда при никоновской справе был искажен смысл и "крестообразно руками" превратилось в "крестообразные руки".

Владыка Тихон: Да, символичный! Или никоновский перевод молитвы Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Ну не может Бог дать дух праздности, уныния, любоначалия!

Ц.: В древних текстах – "отжени".

Владыка Тихон: "Отжени", то есть убери от меня. Ну насколько понятнее, насколько правильнее! Не буду уж дальше, чтоб народ не смущать, но, конечно, если переводить, то только на церковнославянский.

Более того. Вы упомянули священника отца Георгия Кочеткова. Он провел огромную работу, и практически весь наш богослужебный корпус перевёл на русский язык. Но для меня лично это – неприемлемо абсолютно. И пройдёт какое-то время, они этот корпус выставят, и наши священники, и некоторые даже мои собратья-архиереи скажут: ну, вот, видите, уже всё готово, давайте служите. Тем более, некоторые уже в своих "подведомственных организациях" служили литургии на русском языке.

А нам скажут: ну, если вы говорите о том, что надо на церковнославянском, но приближенном к пониманию, так, дайте нам. А мы-то и дать ничего не можем. Вот адепты русского языка – молодцы, они трудятся, и трудятся усердно. А мы только начали в Сретенской семинарии и 10 лет это ведём. Точнее, прошу прощения, вели. И дай Бог, чтобы это развивалось.

Сретенская духовная семинария в 2017 году. Фото: официальный сайт Русской Православной Церкви

Сретенская семинария: вопросов больше, чем ответов

Ц.: Владыка святый, и в этой связи как раз очень жёсткий и очень больной вопрос. Когда готовился к этой беседе с Вами, много поднял, и видно, что действительно очень много было сделано Сретенской семинарией. А сейчас, как я посмотрю, вокруг Вашего детища (а ведь уже четверть века, как Вы создали и руководили семинарией) сейчас происходит какой-то сплошной негатив. Какие-то споры, какие-то кадровые конфликты.

Меня лично поразило то, что совсем недавно было создано новое издательство Сретенской семинарии. Так первым изданием, которое в нём вышло, стала книга протестантского лютеранского пастора и теолога Дитриха Бонхёффера. Довольно-таки известного человека, но всё равно непонятно, почему Сретенская духовная семинария, которая долгие годы считалась оплотом консервативных позиций в Православии, сейчас перешла чуть ли не на какие-то филопротестантские позиции. Так ли это? И почему столько негатива вокруг ситуации со Сретенской семинарией? Можете ли это прокомментировать? Понимаю, что это больной для Вас вопрос, но тем не менее.

Владыка Тихон: Помоги, Господи... Помоги, Господи... Помоги, Господи... (владыка вздохнул и трижды перекрестился. – Ред.). Давайте следующий [вопрос].

Ц.: Не будем об этом?

Владыка Тихон: Давайте следующий... Помоги, Господи, владыке Амвросию (архиепископ Верейский, наместник московского Сретенского монастыря и ректор Сретенской духовной семинарии с 2019 года) и всем, кто с ним трудится...

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх