На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 344 подписчика

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин
    Ни купит Китай, купит Индия..... Гейропа уже довыпендривалась и потихоньку загибается. Не нравится, покупайте "жижу" ...Сила Сибири: Baij...
  • Дмитрий Гурин
    Смотря куда влупить. Может хватит и одного, смотря каким зарядом наполнить.Два "Циркона" - и...
  • Дмитрий Гурин
    Ну не было республики Казахстан до СССР и сейчас не будет. Ну не доросли они, или уже переросли, до создания своего с...Михаил Хазин спро...

История первой «цветной революции» в СССР

В последний год своего существования Советский Союз вступил в состоянии полного государственного, политического, социально-экономического и идеологического кризиса. Затеянная президентом СССР Михаилом Горбачёвым и его единомышленниками в государственных и партийных верхах «перестройка», которая изначально многими воспринималась с энтузиазмом - как необходимый шаг, способствующий дальнейшему подъёму и развитию, зашла в тупик и поставила на грань катастрофы не только сложившуюся политическую систему, но и существование советского государства как такового.

Провозглашённая политика «гласности» не только задала новый тон общественно-политическим дискуссиям по вопросам прошлого, настоящего и будущего страны, но и способствовала росту сепаратистских настроений во всех 15 советских республиках. И флагманом в этом отношении были республики Прибалтики, которые после революционных потрясений 1917 года, повлёкших за собой крушение Российской империи, создали свою государственность и подверглись советизации с последующим включением в состав СССР только в 1940 году.

«Первая ласточка» сепаратизма

Ещё 11 марта 1990 года новое «демократическое» руководство Литвы, возглавляемое одним из лидеров «Саюдиса» (возникшего в 1988 году на волне перестройки либерально-националистического движения, провозгласившего своей главной целью выход Литвы из СССР) Витаутасом Ландсбергисом, объявило в одностороннем порядке о независимости Литвы и восстановлении действия на территории республики литовской конституции 1938 года. Сепаратистские действия были поддержаны значительной частью представителей литовской Компартии во главе с бывшим первым секретарём Альгирдасом Бразаускасом. Стоит отметить, что в конце 1989 года Компартия Литвы фактически раскололась на две части – большая (около 2/3) во главе с Бразаускасом отделилась от КПСС и стала активно сотрудничать с национал-сепаратистами, а меньшая (около 1/3) во главе с Миколасом Бурокявичюсом и Юозасом Ермалавичюсом выступала за сохранение советской Литвы.

Фактически с весны 1990 года в Литве установилось двоевластие: с одной стороны, новое руководство во главе с председателем Верховного Совета Ландсбергисом, опиравшееся на местных националистов, с другой – сохранявшие верность Советскому Союзу сторонники Бурокявичюса и подконтрольные центру силовые структуры – подразделения вооружённых сил, МВД и КГБ СССР.

14 января 1991 г. Массовый митинг у здания Верховного Совета республики в память о погибших в Литве. Гулевич Владимир/Фотохроника ТАСС

В частности, в Вильнюсе дислоцировалась 107-я мотострелковая дивизия, а в Каунасе - 7-я гвардейская дивизия ВДВ (Каунас), входившие в состав Прибалтийского военного округа. Из частей МВД выделялся созданный в 1988 году отряд Вильнюсского ОМОНа во главе с Болеславом Макутыновичем. Интересно, что большинство из 150 человек личного состава Вильнюсского ОМОНа составляли этнические литовцы. В январе 1991 года подразделение практически в полном составе отказалось подчиняться сепаратистскому руководству Литвы и перешло в подчинение союзного МВД. Впоследствии командование и рядовые бойцы Вильнюсского ОМОНа (также как и их коллеги из аналогичного Рижского подразделения в соседней Латвии) активно преследовались органами власти независимых прибалтийских республик.

В самом начале нового 1991 года сепаратистское правительство Казимиры Прунскене осуществило «либерализацию цен». Резкий скачок цен на продукты стал толчком для масштабных акций протеста, организованных просоветскими силами. Союзное руководство выразило обеспокоенность ситуацией в Литве, а Бурокявичюс и его сторонники объявили о создании Комитета национального спасения Литвы и призвали Горбачёва ввести в республике прямое президентское правление.

Годовщина ГКЧП: чем обернулся развал СССР?

По распоряжению президента СССР (что он впоследствии отрицал, но вызывает серьёзные сомнения возможность применения военных подразделений и спецслужб без санкции высшего руководства) в Литву перебрасываются дополнительные силовые подразделения – 234-й гвардейский парашютно-десантный полк 76-й гвардейской дивизии ВДВ из Пскова и легендарная группа «А» (»Альфа») 7-го Управления КГБ СССР. В течение 11-12 января десантники и «альфовцы» без сопротивления заняли ключевые объекты литовской столицы. В ночь с 12 на 13 января им поступил приказ при поддержке бронетехники взять под контроль здание комитета по телевидению и радиовещанию, радиопередающий центр и телевизионную вышку, возле которых собрались тысячи сторонников литовской независимости, в том числе и вооружённые боевики. В ходе возникших столкновений погибли 13 человек из толпы, сотни получили ранения и травмы. При штурме телецентра выстрелом в спину был убит сотрудник группы «А» Виктор Шатских. Выпущенная неизвестными пуля прошла между пластинами бронежилета.

Вину за кровопролитие в Вильнюсе литовские власти и вся «демократическая общественность» возложили на советскую армию и КГБ, несмотря на то, что силовики в тот день даже не применяли оружие. Развязанная кампания по дискредитации последних союзников Советского Союза приобрела поистине беспрецедентный размах. Горбачёв публично открестился от подчинённых ему силовиков, заявив, что не отдавал приказа на применение силы.

Михаил Горбачёв. Фото: www.globallookpress.com

Сложившейся ситуацией немедленно воспользовался главный оппонент Горбачёва Борис Ельцин, который 15 января встретился в Таллине с руководителями прибалтийских сепаратистов и объявил о признании Россией независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Одновременно в ходе этого рандеву было принято обращение к генеральному секретарю ООН с предложением о созыве международной конференции по проблеме Прибалтики, что де-факто означало призыв к иностранному вмешательству во внутренние дела Советского Союза.

Переворот по технологии Джина Шарпа

Январские события 1991 года в литовской столице неслучайно считают первой «цветной революцией» на постсоветском пространстве. В частности, такая оценка содержится в исследовании журналистки »Комсомольской правды» Галины Сапожниковой, которая в начале 1990-х годов работала в Прибалтике и стала автором книги »Кто кого предал», посвящённой вильнюсским событиям 1991 года. По её мнению, именно в Литве, Латвии и Эстонии была впервые реализована теория ненасильственного сопротивления, разработанная американским профессором и теоретиком »цветных переворотов» Джином Шарпом, который на закате Советского Союза консультировал лидеров «Саюдиса» и «Народного фронта Латвии», как эффективнее развалить СССР.

Одним из учеников Шарпа был ближайший сподвижник Ландсбергиса Аудрюс Буткявичюс, который в 2000 году в интервью литовскому изданию «Обзор» признал, что сознательно планировал человеческие жертвы во время противостояния в Вильнюсе с целью скомпрометировать советскую армию и КГБ, поставить их «в очень неудобную психологическую позицию, чтобы любой офицер стал стыдиться того, что он там находится».

Стоит отметить, что проведённое исследование тел погибших в Вильнюсе 13 января 1991 года показало, что, по меньшей мере, шестеро были убиты выстрелами сверху и в спину, двое погибли под колёсами автомашин, один скончался в результате инфаркта, и тело ещё одного человека было расстреляно уже после того, как он умер. Всё это подтверждало тот факт, что они не являлись жертвами советских силовиков.

Однако окончательный крах Советского Союза не позволил провести всеобъемлющее расследование. А все материалы уголовного дела Ельцин передал литовским властям, которые после августа 1991 года развязали настоящий террор в отношении сторонников единства с Россией и тех, кто на словах посмел усомниться в официальной литовской версии событий. Достаточно вспомнить процесс над литовским политиком Альгирдасом Палецкисом, который в 2010 году заявил, что «13 января свои стреляли в своих».

И спустя три десятилетия власти независимой Литвы продолжают спекулировать на этой трагедии, возбуждая уголовные дела и организуя показательные процессы над её назначенными виновниками.
Сегодня фигурантами по «делу 13 января» проходят более 60 человек, в том числе экс-министр обороны СССР, маршал Советского Союза Дмитрий Язов, бывший командующий 107-й мотострелковой дивизией и начальник Вильнюсского гарнизона Владимир Усхопчик, бывший заместитель командира группы «А» Михаил Головатов, бывшие деятели литовской Компартии Альгимантас Науджюнас и Владислав Швед.

Аудрюс Буткявичюс. Гулевич Владимир/Фотохроника ТАСС

Всех их судят заочно, за исключением задержанных литовскими властями граждан России – бывшего начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-й мотострелковой дивизии Геннадия Иванова и полковника запаса Юрия Меля, который по версии литовских следователей 13 января 1991 года находился в одном из введённых в Вильнюс танков. В мае 2018 года генпрокуратура Литвы потребовала приговорить 93-летнего Дмитрия Язова к пожизненному лишению свободы. При этом примечательно, что к бывшему президенту СССР Горбачёву литовская сторона претензий не имеет. Ожидается, что приговор по «делу 13 января» будет вынесен 18 февраля 2019 года.

Методички не меняются

Трагические события у Вильнюсского телецентра стали очередным русофобским пропагандистским жупелом, задачей которого было вызвать у обычного среднестатистического литовца ненависть к «российской оккупации» и напугать его угрозой её повторения. Целью всех этих политических спекуляций на гибели литовского аналога украинской »небесной сотни» было не только накачивание общественного мнения антироссийской пропагандой, но и оправдание новой оккупации Литвы со стороны США и «партнёров» по НАТО, развала экономики «независимой» Литвы и депопуляции её населения.

Стоит добавить, что успешно испытанный западными политтехнологами и их протеже в Прибалтике сценарий «цветных переворотов» был затем успешно реализован в Москве в августе 1991 года, что дало возможность Ельцину и его сторонникам окончательно распустить Советский Союз, а впоследствии и в других точках постсоветского пространства - в Грузии, Киргизии, Армении, на Украине. Стратегическая цель была всё та же – окончательно оторвать эти получившие независимость молодые государства от России и превратить их территорию в плацдарм НАТО, опоясывающий нашу страну смертельным «кольцом анаконды».

Ну а что касается человеческих жертв, то разве печальная участь аборигенов – как списанных в расход «неизвестными снайперами» жертв «борьбы с тоталитарным режимом», так и тех, кто вымрет некоторое время спустя вследствие сопровождаемых националистическим угаром либеральных реформ, - способна поколебать самые «демократические» намерения мирового гегемона?

В связи с этим нельзя не отметить, что имя организатора бойни в Вильнюсе -Аудрюса Буткявичюса - неоднократно упоминалось в числе инструкторов и кураторов «неизвестных снайперов», устроивших бойню на киевском Майдане в феврале 2014 года. Неизменны не только технологии и методы их использования, но и те, кому поручена их реализация. Осталось предугадать, где будет нанесён следующий удар. А в том, что он неизбежен, сомнений нет.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх