На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 295 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Васиков
    Топтуна отправить годика на 3 зону топтать!История с растопт...
  • Владимир Амосов
    Кто гнать то будет, если мы с государственной трибуны всегда молвим, что мы (не известно кто "мы") интернационалисты.Русский грузчик с...
  • Андрей Алферов
    Вот,когда Россия вернётся от ответно-встречного удара к военной доктрине привентивного удара,как при СССР ,для обеспе...Протестующие прот...

Стамбул объединил Путина, Эрдогана, Макрона и Меркель

Встреча по Сирии должна была состояться еще в первых числах сентября, но откладывалась из-за угрозы начала военной операции Башара Асада в последнем бастионе сирийской оппозиции – Идлибе. Это могло привести к гуманитарной катастрофе и бегству тысяч людей из 3-милионной провинции в Турцию, а дальше в Европу. После 17 сентября, когда Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в Сочи договорились создать демилитаризованную зону (ДЗ) в Идлибе, европейцы согласились приехать в Стамбул.

Перемирие в Идлибе

Согласно договору Путина-Эрдогана, к 10 октября из демилитаризованной зоны шириной 15-20 км нужно было вывести все тяжелое вооружение, а к 15-му – боевиков и членов террористических организаций. Ожидания оказались чересчур оптимистичными. Через три дня после истечения дедлайна Путин на Валдайском форуме отметил, что туркам еще не удалось вывести всех боевиков, но «они работают» над этим. 24 октября министр обороны Турции Хулуси Акар подтвердил вывод основной части вооружений из ДЗ. Накануне саммита Эрдоган заявил, что договорённости по Идлибу выполняются «без проблем».

Хотя сроки растягиваются и отдельные группировки – «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Хурас ад-Дин» -пытаются сорвать российско-турецкое соглашение, усилий Турции по выводу боевиков и террористов оказались достаточно для того, чтобы убедить президента Франции Эммануэля Макрона и немецкого канцлера Ангелу Меркель вылететь в Стамбул. Еще на прошлой неделе администрация Макрона угрожала бойкотировать встречу, если силы Асада начнут наступление на Идлиб. «Нусровцы» и «аль-кадиовцы» постоянно провоцируют такое наступление, о чем на последнем брифинге напомнила пресс-секретарь МИД России Мария Захарова.

Позиции Франции, Германии, России и Турции: сходства и различия

На встрече в Стамбуле европейцы будут акцентировать внимание на двух вопросах: перемирии в Идлибе и политическом процессе в Сирии. Режим прекращения огня необходим для доставки в провинцию гуманитарных грузов из ЕС и для снижения опасений европейцев о возможной миграции населения и боевиков с севера Сирии в Старый Свет.  Макрон и Меркель ожидают, что процесс создания конституционной комиссии и начало политической трансформации, предполагающее передачу Асадом части полномочий оппозиции, ускорятся.   

На политические, невоенные аспекты сирийского урегулирования ставит и Турция.

Наш приоритет на этом саммите состоит в том, какие новые форматы политического, а не военного урегулирования в Сирии мы можем разобрать. В рамках этого обсуждения  мы ожидаем согласования дорожной карты по Сирии и основных положений проекта конституции,

— заявил пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын.

Место проведения саммита выбрано не случайно. Турция в своих взглядах находится между ЕС и Россией. Эрдоган с Меркель и Макроном будет выступать единым фронтом за продление перемирия в Идлибе, конституционную комиссию и политический переход. Три политика не признают легитимность Асада. С другой стороны, Эрдоган вместе с Путиным ответственен за динамическую защиту в Идлибе, исполнение которой гарантируют турецкая и российская военные полиции. Российский и турецкий президенты также попытаются уговорить страны ЕС принять участие в восстановлении разрушенной Сирии, однако Меркель и Макрон пока отказываются финансировать регионы, находящиеся под властью не признаваемого ими Асада. И об этом Меркель открыто говорила Путину во время его августовского визита в Берлин.

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель. Фото: www.globallookpress.com

Турцию и Россию объединяют и их общие подходы к региону за рекой Евфрат, где при патронаже США курдская партия PYD и ее вооруженное крыло YPG постепенно создают новое государство – Сирийский Курдистан. Если эту тему раньше на каждодневной основе поднимали в основном турки, то в октябре о попытках США отторгнуть восточную Сирию регулярно говорит и российский МИД. В курдском вопросе Меркель и Макрон находятся на стороне американцев. Французы имеют пару военных баз на территориях PYD и YPG. Для двух европейских лидеров, судя по утечкам в СМИ, важно, чтобы стамбульский саммит не был расценен в Вашингтоне как «антиамериканский».

Учитывая все эти сложности, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал «ошибочными» прогнозы о том, что «саммит проводится с целью выйти на какие-то конкретные договоренности». Но это и не значит, что у участников нет общих интересов, иначе встреча бы и вовсе не состоялась. Меркель, Макрон, Путин и Эрдоган нацелены на очищение Сирии от террористов ИГИЛ и «Джебхат Ан-Нусры» (запрещены в России), создание конституционного комитета и предотвращение гуманитарного кризиса в Идлибе.

Ожидания экспертов

Руководитель Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в качестве приоритетных и общих для четырех стран целей выделил борьбу с террористами в Идлибе и возврат беженцев из Европы.

 «На данную встречу многие эксперты возлагают определенные надежды. Поскольку впервые, за исключением Женевского процесса, будет проведен саммит в подобном составе, где будут представители и астанинско-сочинского формата, и так называемой малой группы. Одна из главных тем предстоящей встречи - ситуация внутри и вокруг Идлиба, поскольку именно в этой провинции в настоящее время сохраняются лагеря вооруженных боевиков, способные угрожать мирному населению в регионе, что рискует вызвать очередную волну беженцев как в Турцию, так и в Европу.

С другой стороны, и Турция, и ЕС, в отличие, например, от США, Великобритании и Саудовской Аравии, которые тоже состоят в малой группе по Сирии, но во встрече не участвуют, заинтересованы в создании условий для возвращения беженцев и развитии мирного процесса по дорожной карте, разработанной "на полях" мероприятий в Сочи», - рассказал Гаджиев в беседе с Царьградом.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент России Владимир Путин. Фото: www.globallookpress.com

Главный редактор турецкого издания Suriye Gündemi Омер Озкизилчик указал на серьезные расхождения в подходах к сирийскому урегулированию:    

Прежде всего, от этой встречи я ожидаю сближения сторон по вопросу восстановления Сирии и, особенно, в продвижении мирного процесса. Но я полагаю, что здесь существуют серьезные проблемные зоны. У всех сторон разные углы зрения на конфликт. Основной проблемой станет то, насколько прочная договоренность по Сирии может быть создана и приведена в исполнение на этой встрече. Мы знаем, что позиция России отличается от позиции Асада в отношении сирийской оппозиции. До тех пор, пока режим Асада отказывается уступать власть, выпускать заключенных и признавать легитимность оппозиции вместо того, чтобы называть ее террористами, будет крайне сложно привести мирный процесс к успеху. Опыт Ирака лишний раз доказал, что одной конституцией кризис в Сирии невозможно завершить.

Принципиальные различия в позициях России, Турции, Франции и Германии будут препятствовать достижению прорывных договоренностей. Однако сам факт встречи в таком формате, где впервые за стол переговоров сядут лидеры антиасадовского лагеря и России, может дать старт серьезному политическому процессу. «Астанинский треугольник» пару лет назад тоже казался проектом из области фантастики, но усилиями Эрдогана, Путина и иранского президента Хасана Рухани стал самой эффективной платформой по Сирии.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх